«Шапка» включает в себя информацию о получателе документа и заявителе. Она размещается в правом верхнем углу документа. Заявление — это официальный документ, поэтому информация о получателе должна быть полной:
- должность получателя;
- название организации;
- фамилия, имя, отчество получателя.
Имя и должность пишутся в дательном падеже (отвечают на вопрос «Кому»).
Если заявление составляет сотрудник организации, то в информации о заявителе указываются должность, фамилия и инициалы. Если заявление пишет кандидат на вакансию, то указываются только фамилия и инициалы, а должность, на которую претендует соискатель, упоминается в основном тексте. Перед информацией о заявителе обычно ставится предлог «от», в соответствии с правилами русского языка.
Как правильно написать наименование документа
Наименование — обязательный реквизит. Требования к его оформлению установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016. Согласно им, наименование пишется заглавными буквами по центру строки, отступив от шапки на 1-2 интервала. Так как наименование — это заголовок, точку после него ставить не нужно.
Как правильно написать основную часть заявления
Основная часть начинается с красной строки. Как правило, цель деловой бумаги — изложение просьбы. Поэтому основную часть следует начинать со слова «Прошу». Если просьба типовая, например, о предоставлении ежегодного отпуска, то её не нужно обосновывать. Достаточно указать даты начала и окончания отпуска. Законодательство не устанавливает особых правил о том, как правильно написать заявление на отпуск.
Пример основной части заявления
Если просьба касается неординарного события, например, внеочередного отпуска или отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, то необходимо объяснить причины и, в некоторых случаях, приложить подтверждающие документы и сослаться на них в тексте.
Пример заявления о предоставлении одного дня за свой счет
Основная часть пишется в свободной форме, но стиль изложения должен соответствовать деловой документации:
В некоторых случаях, когда просьба может нарушить производственные планы, причины нужно описать более подробно. От этого зависит, как работодатель отреагирует на заявление.
Пример заявления об установлении режима неполного рабочего времени
Как правильно указать дату в заявлении
Дата подачи заявления обычно указывается сразу после основной части и выравнивается по левому краю. Используются два формата даты:
- ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД месяц ГГГГ.
Как поставить подпись под заявлением
Подпись заявителя — обязательный реквизит. Без подписи заявление не имеет юридической силы, и адресат не обязан на него реагировать. Подпись ставится от руки, использование факсимильного оттиска запрещено. После подписи указываются фамилия и инициалы заявителя.
В Системе Кадры вы найдете образцы заявлений для любых кадровых ситуаций. Активируйте бесплатный трехдневный доступ, чтобы скачать все необходимые образцы >>>
Инструкция по написанию заявлений с примерами
Сотрудникам часто приходится писать заявления на отпуск, отгул, увольнение или приём на работу. В статье мы разъясним, как правильно составить такие заявления, какая структура необходима, а также какие реквизиты обязательны. Вы также найдете образцы и шаблоны наиболее востребованных заявлений.
- Как правильно написать заявление и какие реквизиты необходимо указать
- Примеры наиболее популярных заявлений
Примеры заявлений для различных ситуаций
Универсального заявления для всех ситуаций не существует. Однако для каждого случая можно создать свой шаблон и использовать его по необходимости. Вот примеры пяти наиболее востребованных заявлений.
Заявление об увольнении по собственному желанию: пример
Форма заявления об увольнении может быть произвольной. Его можно написать вручную, напечатать на компьютере или использовать бланк работодателя. Заявление адресуется генеральному директору. В основном тексте нужно указать просьбу об увольнении по собственному желанию на основании части 3 статьи 77 и статьи 80 ТК. Также необходимо указать желаемую дату последнего рабочего дня, дату составления заявления и поставить подпись с расшифровкой.
Заявление об увольнении можно подать лично, заказным письмом, телеграммой или иным способом, позволяющим идентифицировать отправителя. Сделать это нужно не позднее, чем за две недели до расторжения договора.
Пример заявления на увольнение по собственному желанию
Подробности об увольнении по собственному желанию читайте в Системе Кадры:
Как оформить увольнение сотрудника по собственному желанию
Заявление на отпуск: когда его требовать от сотрудника
Заявление на отпуск нужно писать в следующих случаях:
- сотрудник хочет взять другие дни;
- в графике не указаны точные даты начала и окончания отпуска;
- новый сотрудник хочет взять отпуск.
При плановом отпуске по графику заявление писать необязательно.
Также заявление потребуется, если хотите взять отпуск за свой счёт. В документе нужно будет обосновать просьбу. В некоторых случаях закон обязывает предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Например, до пяти дней при рождении ребёнка, регистрации брака, смерти близких родственников (ч. 2 ст. 128 ТК). Работодатель также может предоставить отпуск по любой другой уважительной причине: свадьба члена семьи, болезнь родителей, проживающих в другом городе.
Заявление потребуется, если хотите взять отпуск за свой счёт. В документе нужно будет обосновать просьбу. В некоторых случаях обязанность предоставить отпуск без сохранения зарплаты предусматривает закон. Например, до пяти дней при рождении ребёнка, регистрации брака, смерти близких родственников (ч. 2 ст. 128 ТК). Работодатель также вправе отпустить сотрудника по любой другой уважительной причине: свадьба члена семьи, болезнь родителей, проживающих в другом городе.