Вопрос 2: Характеристика уровней общения

1) Императивный (от лат. imperative — от ‘защитный’) уровень общения служит своей цели только тогда, когда, как правило, говорящий, обладающий соответствующими ресурсами (физическая сила, местоположение, власть, деньги), принуждает своего собеседника открыто. В этих случаях один из участников коммуникации рассматривается не как субъект, а как объект, которому мешают или который необходим для решения конкретной задачи.

Уровень срочности может использоваться в общении руководителей с подчиненными, а также в жестких переговорах.

— Единичная форма взаимодействия,

— Просит партнера быть покорным.

(2) Оперативный (от лат. Maniplus — «горсть, рука») уровень, причем срочный, требует неравноценного общения. Иными словами, это тоже «субъектные» отношения. Однако, как правило, коммуниканты, использующие манипулятивные техники, вынуждены прибегать к измене, так как не имеют достаточных средств, чтобы заставить партнера достичь своих целей. Основная цель манипулятивных коммуникаций — если не материальная, то психологическая победа. Она широко используется при создании рекламы в процессе продажи услуг или товаров потребителям.

— Интерактивная форма взаимодействия,

— сокрытие истинной цели взаимодействия,

— иллюзия свободы выбора для жертвы манипуляции.

(3) Если взаимодействие нежелательно или безразлично одному из партнеров, используется формальный уровень общения, но формальный «сценарий» требует поддержания контактов. Например, космическое общение, где необходимо соблюдать правила этикета и диалога, независимо от субъективного отношения к личности партнера.

— Интерактивная форма взаимодействия,

— Отсутствие интереса к личности партнера,

— Отсутствие желания к дальнейшему сотрудничеству.

4) Гуманитарный уровень общения отличается от вышеупомянутого тем, что ожидаемым результатом общения является поддержание социальных связей, как при формальном общении, а не подчинение партнера своим целям, как при экстренном и манипулятивном взаимодействии. общим изменением восприятия обоих партнеров. К гуманитарной ситуации относится дружеское, интимное, исповедальное и психотерапевтическое общение, которое призвано удовлетворить такие человеческие потребности, как потребность в сочувствии, понимании и сопереживании.

— Интерактивная форма взаимодействия,

— безоценочное отношение к партнеру и уважение его точки зрения,

— честность в обсуждении целей и позиций общения,

— готовность к позитивному взаимодействию с партнером.

На основе гуманитарного уровня выделяют два уровня коммуникативного взаимодействия — игровой и деловой.

(5) Игровой уровень общения сложнее гуманитарного, так как предполагает более детальную адаптацию к состоянию партнера и особенностям его поведения. Конечно, в полной мере это реализуется в межличностном общении, но в деловой сфере искусство «делового флирта» осуществляется на игровом уровне, позволяя создавать и поддерживать более яркие, эмоционально окрашенные отношения. Такой уровень общения позволяет снять психическое напряжение, связанное со значительными физическими и психологическими нагрузками.

— Интерактивная форма взаимодействия,

— безоценочное отношение к партнеру и уважение его точки зрения,

— честность в обсуждении целей и позиций общения,

Советуем прочитать:  Пересчет пенсии за советский стаж в 2024 году

— Готовность к позитивному эмоциональному взаимодействию с партнером,

— искренний интерес к уникальности партнера.

(6) Деловой уровень общения — это взаимодействие, направленное на создание отношений, координацию и объединение усилий людей для достижения общего результата. Деловой уровень отличается от всех предыдущих уровней общения повышенной концентрацией партнеров при обсуждении конкретных вопросов (производственных, экономических, научных и т. д.). Таким образом, эмоциональный контекст делового общения — это не интерес к личности партнера, а внимание к информации, на которую он ссылается. Честный интерес к обсуждаемому вопросу характерен для делового уровня общения.

— Интерактивная форма взаимодействия,

— безоценочное отношение к партнеру и уважение его точки зрения,

— честность в обсуждении целей и позиций общения,

— готовность к активному диалогу с партнерами,

— искренний интерес к обсуждаемым вопросам и информации, которой делятся партнеры.

7) Общение на духовном уровне возможно между партнерами, стремящимися к внутреннему совершенству, постигающими тайны мироздания и стремящимися расширить свой личностный потенциал до высот духа. Основой духовного общения является личность собеседника, то есть его восприятие как коммуникатора идей, обладающего богатым внутренним миром и большим жизненным опытом, а также доверие к духовным принципам. Духовное общение обогащает собеседника, помогает ему освободиться от тщетности повседневной жизни и способствует духовному самосовершенствованию.

— Интерактивная форма взаимодействия,

— Признание партнера носителем духовных ценностей.

— Глубокое уважение к личности партнера,

— глубокое знание особенностей мировоззрения партнера и стремление к духовному саморазвитию.

По сути, все уровни общения отражают представление о том, как строится общение и как воспринимаются партнеры. То есть как субъекты, то есть как личности, как равные, имеющие право на выражение своего мнения и участие. Например, детали со-детерминации. Или как объекты, которые лишены этих прав и вынуждены действовать только в соответствии с отведенными им ролями. Впрочем, стоит отметить, что в данном контексте каждый из нас регулярно вынужден играть роль объекта (реципиента). Особенно потому, что многие профессиональные, образовательные и реформаторские задачи предполагают именно императивную (обязательную) коммуникацию. Примером могут служить отношения между руководителями и подчиненными через организационно-распорядительные документы. Это означает, что приказы и инструкции должны выполняться, а правила — соблюдаться.

На следующих уроках вы узнаете, когда в деловом общении желательно взаимодействие на деловом уровне.

Эффективность общения во многом зависит от выбранного способа взаимодействия. Готовясь к встрече с партнером, необходимо подумать о подходящем уровне общения в зависимости от цели контакта и характера отношений. Следует помнить, что наиболее продуктивный уровень общения основан на непредвзятом восприятии личности собеседника и уважении его точки зрения.

1. Каков ваш уровень общения? Какие характеристики отличают уровни общения? 2.

2. В чем сходство между императивным, манипулятивным и формальным уровнями общения? Расскажите об этих уровнях общения.

Советуем прочитать:  Коэффициенты миграционного прироста: что это такое и как они влияют на демографию?

3. Какой уровень общения называют гуманным? Обсудите типы общения на человеческом уровне.

4. Какой тип общения называется духовным? Назовите ключевые моменты общения на духовном уровне.

Императивное и манипулятивное общение

Однако можно выделить области человеческого взаимодействия, где применение этого императива неуместно.

      контактов между детьми и родителями, а также всей системы воспитательных отношений.

                          Использование телесного воздействия

                                                      Приказы, требования, запреты.

                                                        Эти формы воздействия могут использоваться, когда один человек имеет право контролировать поведение другого (других). При этом следует иметь в виду, что эти формы воздействия психологически воспринимаются субъектом как проявления власти другого, в некоторых случаях даже как принуждение, как насилие над его личностью. Разумеется, это приводит к внутреннему сопротивлению указанным требованиям и запретам, поскольку он не хочет быть покорной дичью в руках других. Он хочет требовать, чтобы его потребности, установки и моральные принципы имели для него особое значение, чтобы его потребности, установки и моральные принципы были реализованы.

                                                        Теория психологической реактивной толерантности, утверждающая, что люди ведут себя так, чтобы защитить свое чувство свободы, подтверждается экспериментальными данными о том, что попытки ограничить свободу человека часто заканчиваются антиреспубликанским «эффектом бумеранга» (Brehm, Brehm, 1981-Nail et al., 2000). Представьте, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать требование о защите чего-то, по поводу чего у вас нет четкой позиции. Пока вы раздумываете, подходит другой человек и говорит, что «сбор подписей с такой подписью должен быть запрещен». Согласно теории реакционного сопротивления, эта очевидная попытка ограничить вашу свободу только увеличивает вероятность сбора подписей. Именно это заметила Мадлен Хейлман, когда проводила подобный эксперимент на улицах Нью-Йорка (Heilman, 1976).

                                                        Эту негативную реакцию можно смягчить путем тщательного обсуждения требований. Это способствует документированному, а не слепому выполнению требования, особенно если оно может дать ощущение социальной и личной ценности. Тогда требование интериоризируется внешней мотивацией.

                                                        Из требования должен быть выведен аргумент, что оно окрашивает добровольное влияние старшего сотрудника или должности и придает ему характер социального правила, принятого всеми членами общества. Чем основательнее аргумент и чем выше его социальная значимость, тем сильнее потребность в доверии и тем сильнее желание его реализовать, особенно у детей. Аргументы взрослых, такие как «дети должны нас слушаться, потому что они дети», для них неприемлемы.

                                                        Аргументы могут носить политический, моральный, эстетический или даже корыстный характер. Каждое требование может обсуждаться по-разному, в зависимости от ситуации. Однако следует учитывать некоторые общие правила, особенно при организации дискуссии в рамках образовательной деятельности.

                                                          . Можно использовать оригинальную уступку как часть очень эффективного технического консенсуса. Этот простой прием можно назвать техникой «подчинения после отказа». Она также известна как техника «как открыть дверь, в которую постучали». Предположим, вы хотите заставить меня выполнить определенное требование. Если вы сначала поставите передо мной более серьезное требование, ваши шансы могут возрасти. Затем, после того как я откажусь, вы создадите менее серьезное требование. Это то самое требование, в выполнении которого вы заинтересованы с самого начала. Если я ловко структурировал требование, то расцениваю ваше второе требование как уступку с моей стороны. Я хотел бы ответить уступкой со своей стороны. Ваше второе требование.

                                                          Такой подход часто используется теми, кто ведет переговоры в сфере трудовых отношений. Эти люди начинают с крайних требований, в выполнении которых они не заинтересованы. Затем они отказываются от ряда предполагаемых уступок и, как предполагается, добиваются реальных уступок от другой стороны. Чем выше первоначальные требования, тем больше возможностей для ложных уступок, что, как может показаться, делает процесс более эффективным. Однако это верно до определенной степени. Исследование, проведенное в Бар-Иланском университете в Израиле, показало, что люди, использующие эту тактику, становятся контрпродуктивными, если первоначальные требования кажутся очень трудными и необоснованными (Schwarzwald, Raz, and Zvibel, 1979). В таких случаях люди, выдвигающие слишком высокие требования, выглядят нечестными. Последовательный откат от совершенно нереалистичной первоначальной позиции не выглядит как настоящая уступка и, следовательно, не приводит к взаимным уступкам.

                                                          Принуждение.

                                                          Принуждение обычно используется, когда другие формы воздействия на мотивы или поведение субъекта неэффективны или когда нет времени их использовать. Принуждение выражается в прямой просьбе согласиться с предложенным мнением или решением или принять уже существующую модель поведения. Когда субъект не соглашается.

                                                          Принуждение эффективно только в том случае, если принуждающая сторона имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемая. Авторитет первого облегчает выполнение задачи. Как форма постоянного влияния на субъект принуждение малоэффективно, но полностью отказываться от него не стоит, особенно в образовательном процессе.

                                                          Положительным аспектом принуждения является то, что оно позволяет в течение определенного времени разрешить конфликтную ситуацию и способствует выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это способ развития чувства долга. К. Д. Ушинский пишет (1974, с. 478): «Человек, не умеющий заставить себя делать то, чего он не хочет, никогда не добьется того, чего он хочет».

                                Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
                                Добавить комментарий

                                ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

                                Adblock
                                detector