Граждане обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать личные налоги — транспортный налог, земельный налог, налог на недвижимость и подоходный налог. Налоговый работник формирует единое налоговое предупреждение на общую сумму налогов и направляет его физическому лицу. После этого гражданин должен уплатить налог за предыдущий год до 1 декабря текущего года. Если физическое лицо задерживает уплату, штраф накапливается со 2 декабря. Таким образом, штраф добавляется к сумме основного долга.
Может ли физическое лицо взыскать налоги без суда и следствия?
Этот вопрос возник неспроста. На предприятия и индивидуальных предпринимателей распространяется бесспорный, судебный процесс по взысканию налоговой задолженности (ст. 46 и 47 ФЗ РФ). И этот же процесс хотят применять к гражданам уже не первый год. Так, в 2019 году был подготовлен законопроект об отмене взыскания налоговых долгов с граждан. Предположительно, целью данного законопроекта является выполнение работы судей и повышение доверия граждан к решениям, принимаемым налоговиками. Еще одним немаловажным фактором, обусловившим данную инициативу, стало увеличение стоимости вынесения судебных решений и почтовых расходов на их рассылку. Кроме того, благодаря законопроекту будет упрощена процедура взыскания личных задолженностей по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням. В конце 2020 года законопроект был отклонен Государственной палатой депутатов.
Однако он не закрыл вопрос о бесспорном взыскании долгов физическими лицами. В конце 2021 года председатель Верховного суда РФ Лебедев предложил взыскивать долги с граждан в судебном порядке. Согласно статистике за девять месяцев 2021 года, судебные органы рассмотрели 2 млн дел о вынесении судебных решений о взыскании налогов, из которых только 5 % были оспорены.
Согласно идее Верховного суда, долг можно было бы снять в течение месяца с момента вынесения решения налоговыми органами. Эта инициатива пока не получила законодательного закрепления.
Впоследствии в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, в основном касающиеся создания единого налогового учета (Федеральный закон № 263-ФЗ от 14 июля 2022 года).
Одновременно были скорректированы положения, определяющие порядок взимания налогов с физических лиц (статья 48 Налогового кодекса РФ). Некоторые эксперты, чьи публикации можно найти в Интернете и в справочной системе «Консультант +», пришли к выводу, что налоги с граждан могут взиматься во внесудебном порядке.
Действительно, в статью 48 Федерального налогового кодекса РФ внесены изменения, отсылающие к Единому налоговому кодексу, но это не дает налоговым органам права взыскивать налоги в бесспорном порядке. В целях устранения двойного толкования в этой части Федеральный закон № 389-ФЗ датирован 31 июля 2025 года и вступит в силу 1 октября 2025 года.
Согласно внесенным изменениям, взыскание налоговой задолженности на имущество граждан может быть произведено только по постановлению налогового органа при наличии исполнительного документа в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ от 10 февраля 2007 года «Об исполнительном производстве». 229-ФЗ от 10 февраля 2007 года «Об исполнительном производстве» (пункт 7 статьи 48 Налогового кодекса РФ). Банки не вправе списывать просроченную задолженность физических лиц в пользу налоговых органов без решения суда или исполнительного листа. Такие документы можно получить только через суд.
Таким образом, в настоящее время взыскать налоги с физических лиц в судебном порядке невозможно, независимо от суммы недоимки.
В каком порядке взыскиваются налоги с населения?
Алгоритм взыскания задолженности выглядит следующим образом.
Для этого налоговые органы должны уложиться в определенные сроки.
С 30 марта 2025 года срок направления требований может быть продлен на шесть месяцев (п. 1 постановления Правительства РФ № 500 от 29 марта 2025 года).
Шаг 2. Исполнение требований физическими лицами.
Заявления об уплате недоимки должны быть исполнены в течение восьми рабочих дней. Налоговые органы могут устанавливать более длительные сроки исполнения требований. Так, ФНС России рекомендовала нижестоящим налоговым инспекторам увеличить этот срок до 45 календарных дней (письмо ФНС России от 21 октября 2015 г. № ГД-4-8/18401@).
Шаг 3. Обжалование действий налоговых органов в суде.
Срок исковой давности для обращения в суд зависит от суммы просроченной задолженности (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Споры о взыскании налогов рассматриваются мировыми судьями или районным судом.
Мировые судьи рассматривают заявление налогового органа в течение пяти дней и выносят судебное решение. Копия направляется должнику. Затем у него есть 20 дней на подачу возражений (§§ 22, 17. 1, 123. 5 КАС РФ).
Если возражение подано, судебный приказ отменяется. В этом случае налоговый орган может возбудить дело в районном суде общей юрисдикции (ст. 48, п. 4 НК РФ).
Важно отметить, что если взыскание производится за счет немассивных денежных средств должника, то решение о постановке взыскания на специальный учет налоговым органом выносится налоговым органом. Копия решения направляется налоговым органом физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика или по почте в течение шести рабочих дней со дня вынесения решения.
Взыскание налоговой задолженности производится взыскателем за счет иного имущества (статья 48, раздел 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Новый порядок взыскания налоговой задолженности физическими лицами
Федеральный закон № 14. 07. 263-ФЗ от 2022 года внес существенные изменения в налоговое законодательство Российской Федерации. В основном это касается введения единого органа налогового учета.
В то же время эти изменения могут затронуть и другие нормы Налогового кодекса. Не в последнюю очередь это связано с тем, что такие нововведения могут быть связаны только с соответствующими изменениями в процессе уплаты налога и исполнения обязанностей по его взысканию.
Так, в частности, были внесены изменения в статью 48 Налогового кодекса, касающуюся процесса взыскания обязательных платежей физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Тот факт, что статья 48 не полностью исключена из налогового законодательства РФ, позволил нам предположить, что основная функция по выделению обязательных сборов физических лиц останется прежней. Иными словами, можно прогнозировать, что такое взыскание с налогоплательщика по-прежнему возможно. Причем исключительно в судебном порядке. В противном случае достаточно было бы ограничиться статьями 46 и 47 НК РФ (которые, как известно, предусматривают внесудебный порядок взыскания налогов с индивидуальных предпринимателей и организаций). Физические лица.
Рассматривая новую и текущую редакцию статьи 48(1), мы находим следующие правила. Кодекс решения о взыскании, Судебный кодекс и Приказ о порядке взыскания налогового органа.
Первое, на что следует обратить внимание при чтении этой нормы, — это нововведение, согласно которому решение о взыскании долга принимается в отношении физического лица. В то же время, как представляется, норма четко указывает на то, что взыскание без судебного разбирательства невозможно.
Однако статья 48 также содержит пункт 7. Он устанавливает специальное правило, относящееся к пункту 1. А именно: «взыскание задолженности за счет имущества физических лиц осуществляется в отношении денежных средств, находящихся на банковском счете…». . установленном налоговым органом для перевода задолженности в реестр взыскания задолженности, который осуществляется банками в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса».
Пункт 8 статьи 48 гласит. «Взыскание задолженности за счет иных натуральных активов осуществляется на основании информации о действующем судебном законодательстве».
Исходя из буквального толкования норм, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 48 Налогового кодекса РФ, можно сделать вывод, что взыскание налоговой задолженности физического лица за счет его денежных средств в банке возможно. Внесудебный порядок — путем вынесения постановления о проведении налоговой проверки.
Даже сегодня, мягко говоря, не самая удачная формулировка, судебная практика в этом деле пошла бы по пути защиты налогоплательщика — физического лица — с использованием взвешенного и системного толкования соответствующих положений закона. Не исключено, что дело дойдет до Конституционного суда. Я уже встречал комментарии в Интернете, потому что смятение умов очевидно. Отныне налоговые инспекторы будут получать деньги с банковских счетов физических лиц с инкассо.
Однако эта волна смятения, очевидно, уже докатилась до стен государственной думы, особенно в части 7 статьи 48 Налогового кодекса, где был принят Федеральный закон 389-ФЗ от 31.07.2023 о внесении изменений.
Этот закон вступил в силу с 1 октября 2025 года и, согласно ему, пункт 7 статьи 48 Налогового кодекса гласит.
‘Взыскание задолженности за счет имущества физических лиц, осуществляемое в связи с открытием банковских счетов, производится налоговыми органами путем выставления соответствующих поручений налоговых органов, путем отнесения задолженности к долгам налоговых органов’. Реестр решений, исполненных банком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года. Взыскание денежных средств в соответствии с исполнительными документами.
Прямо скажем, формулировка не самая удачная, но исходя из того, что решение о взыскании задолженности не является исполнительным документом (в т.ч. формулировка Федерального закона от 31. 07. 2025 N 389-ФЗ, в который были внесены изменения Закон об исполнительном производстве), можно сделать следующие выводы Взыскание просроченных обязательных платежей физических лиц возможно только при наличии у банка судебного решения или исполнительного листа.
Суть проанализированных изменений, на мой взгляд, заключается в следующем В отношении денежных средств физических лиц на банковских счетах налоговые органы применяют взыскание в обход органов исполнительной власти (через работу Реестра взыскания задолженности), но ни в коем случае не в обход судов.