Сегодня, 18 февраля, сотрудники транспортной полиции России празднуют свой профессиональный день. ЯСИА решила выяснить, как служат представители этой ответственной и рискованной профессии. Вместе с нарядом линейного управления МВД РФ на транспорте мы посетили аэропорт «Якутск».
Рабочий день полицейского ППСП Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте начинается с развода в 8:15 согласно уставу патрульно-постовой службы. Весь личный состав, заступающий в наряд, собирается в управлении на Циолковского, 11 и строится на инструктаж. Проводится проверка внешнего вида, форменного обмундирования, спецсредств, оружия сотрудников, а также проверяются знания закона о полиции и устава ППС. «Во время таких построений мы доводим до личного состава оперативную сводку, ориентировки разыскиваемых лиц, после чего ответственные от руководства управления еще раз проверяют, как заступает наряд, и доводят свою информацию. Только после этого оперативный дежурный дает приказ о заступлении сотрудников на службу», — объясняет заместитель командира отдельной роты ППСП Станислав Пшенников.
Правоохранители круглосуточно патрулируют всю территорию аэровокзала – залы ожидания, зал прилета, входы-выходы, а также привокзальную площадь.
Дежурная смена сотрудников транспортной полиции длится сутки, и за 24 часа через них проходят сотни людей. Их сложная задача — выявить лиц, находящихся в розыске, или похожих на правонарушителей среди большого пассажиропотока. Ведь такие крупные объекты, как аэропорт «Якутск», привлекают разного рода преступников.
«В данном случае объектом оперативного обслуживания у нас является аэропорт «Якутск». Соответственно, здесь мы обеспечиваем охрану общественного порядка и безопасности на объектах транспортного комплекса, а также пресекаем административные правонарушения и уголовные преступления. С административными правонарушениями, например, сталкиваемся почти ежедневно. Чаще всего они связаны с лицами в состоянии алкогольного опьянения и нарушителями миграционного законодательства», — подчеркивает Станислав Пшенников.
Сотрудник транспортной полиции отдельной роты патрульно-постовой службы Денис Кулагин рассказал корреспонденту ЯСИА, что есть много факторов по определению подозрительных лиц. «Человек может вести себя волнительно, постоянно оглядываться, смотреть на других пассажиров, а также наблюдать за сотрудниками полиции. В состоянии алкогольного опьянения характеризуется шаткой походкой, невнятной речью и неопрятным внешним видом. При наркотическом опьянении чаще всего поведение гражданина не соответствует обстановке. Он может нервничать, действия могут быть заторможенными. И даже если в таком состоянии он сильно не выделяется, то в ходе беседы это можно определить по специальным методикам».
Примечательно, что если человек перевозит что-то запрещенное, то правоохранителям бывает трудно распознать его из общей массы пассажиропотока. Поэтому опасная и ответственная работа транспортной полиции не обходится без помощи кинологов со служебными собаками.
Проверка багажа кинологом транспортной полиции
Кроме обеспечения порядка в аэропорту «Якутск», транспортная полиция также следит за безопасностью пассажиров на территории речного вокзала северной столицы, охватывая два маршрута. Однако задачи сотрудников линейного управления этим не ограничиваются. «С началом навигации мы выезжаем на реку Лену для патрулирования совместно с ГИМС. Транспортная полиция работает в трех стихиях: вода, воздух и земля. Поэтому наша деятельность охватывает сразу несколько направлений. Зимой река замерзает, но мы продолжаем совместные рейды с ГИБДД и ГИМС, контролируя, чтобы граждане не пересекали Лену на автомобилях незаконно», — отметил Станислав Пшенников.
Важную роль в обеспечении безопасности на транспорте играют инспекторы ПДН. Их работа заключается в выявлении безнадзорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, а также взрослых, совершающих правонарушения по отношению к маленьким пассажирам.
«Если ребенок без присмотра, вызываются родители и составляется административный протокол. Однако случаев, когда дети терялись в здании аэровокзала, у нас не было. Чаще всего это происходило, когда мамы с новорожденными оставляли их на скамейках и уходили, например, на первый этаж или на улицу. В таких случаях мы доставляли детей в комнату матери и ребенка, а мать привлекали к административной ответственности», — рассказала старший инспектор группы ПДН транспортной полиции Любовь Бубенчикова.
Если вы охотник и у вас при досмотре обнаруживаются оружие или боеприпасы, то сотрудник полиции обязательно попросит показать содержимое багажа, сертификат на ношение оружия и его соответствие. Это также касается и охотничьих ножей.
Подразделение транспортной полиции с момента своего основания имело особый статус. Сегодня основные задачи сотрудников Главного управления МВД на транспорте включают безопасность пассажирских и грузовых перевозок, противодействие терроризму, распространению оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и наркотиков. Хотя День транспортной полиции в России не является официальным праздником, сотрудников ведомства в этот день принято поздравлять за их самоотверженную и порой опасную службу.
МВД на транспорте
Какие отзывы можно услышать о работе транспортной полиции? К сожалению, не всегда положительные. Однако эта служба имеет широкий спектр действий и обязанностей.
Структура транспортной полиции
Транспортная полиция — одна из самых сложных государственных структур, имеющая множество отделений по всей стране. Главное управление выполняет ключевые функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном и железнодорожном транспорте. Основная функция этой государственной структуры — обеспечение безопасности населения на всех видах транспорта.
Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией России, нормами международного права, международными договорами РФ, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД России.
Транспортная полиция включает более 500 линейных отделов, деятельность которых контролируется 20 управлениями по транспорту. Структура транспортной полиции является сложной и многоуровневой.
Структура ГУТ МВД выглядит следующим образом:
- Начальник Главного Управления. Под его началом находятся Отдел делопроизводства и режима, а также Отдел кадров и государственной службы.
- Первый заместитель начальника ГУ, в чьи задачи входят Управление организации борьбы с преступностью на транспорте и Оперативно-розыскное управление.
- Заместитель начальника ГУ, руководит организационно-контрольным управлением.
- Заместитель начальника Главного управления, отвечающий за отдел обеспечения общественного порядка.
- Заместитель начальника Главного управления, курирующий Отдел межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности полиции на метрополитене, а также Подразделение по организации связи, автоматизации и технического обеспечения.
Из вышеуказанного следует, что структура главного управления по транспорту Министерства внутренних дел РФ весьма сложна и охватывает широкий спектр подразделений.
В последние годы основное внимание уделяется борьбе с преступностью, особенно с терроризмом. Транспортная полиция занимается выявлением каналов незаконной поставки оружия, наркотиков, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных запрещенных товаров, которые перевозятся воздушным, морским или железнодорожным транспортом.
Требования к сотрудникам транспортной полиции
Обеспечение транспортной безопасности требует от сотрудников высокого профессионализма и знания не только специфики своей деятельности, но и всей транспортной инфраструктуры. Важно уметь быстро принимать решения в экстренных ситуациях и мгновенно ориентироваться в изменяющихся условиях. Сотрудникам часто приходится сталкиваться с опасными для жизни ситуациями и искать выход самостоятельно.
Чтобы подать заявку на отбор и иметь шанс на трудоустройство, необходимо:
- гражданство Российской Федерации;
- прохождение военной службы в Вооруженных силах РФ;
- наличие полного среднего образования (11 классов);
- постоянная или временная регистрация на территории России;
- пройденная медицинская комиссия и психологическое обследование.
Важно! Также кандидат должен обладать хорошей физической подготовкой и устойчивой психикой. Поскольку служба требует полной отдачи 24 часа в сутки, необходимо всегда быть на связи и готовым выйти на работу в любое время.
Полномочия сотрудников транспортной полиции
Основной задачей сотрудника транспортной полиции является защита здоровья, жизни и прав граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных посягательств.
Ключевые функции транспортной полиции включают проведение проверок в случае инцидентов на любом виде транспорта, а также на территории портов, вокзалов и аэропортов.
Сотрудники транспортной полиции имеют полномочия на проведение досмотра груза, вскрытие контейнеров, осмотр личных вещей пассажиров и членов экипажа, но только при наличии серьезных оснований, таких как информация о перевозке наркотиков, оружия или взрывных устройств.
Важно! Осмотр проводится в присутствии не менее двух понятых, а сотрудник обязан составить соответствующий протокол.
Реформа транспортной полиции: основные изменения
В 2019 году правительство России провело масштабную реформу МВД. Основной целью было обеспечение достойной материальной поддержки сотрудникам транспортной полиции и их семьям. Второй задачей стала оптимизация структуры в соответствии с экономическим положением в стране.
Основные изменения с начала 2019 года:
- значительное сокращение руководящего состава;
- государственные служащие получают медицинское обслуживание по обычным полисам обязательного или добровольного страхования;
- снижение расходов на содержание структуры, что позволяет повысить общую заработную плату.
- слияние нескольких ведомств с последующим перераспределением их функций и обязанностей.
Кроме транспортной полиции, подобные изменения затронут управление ГИБДД.
Зарплата и денежное довольствие
Зарплата полиции: анализ за 5 лет
Как сообщает Правительство России, реформа этого года непосредственно повлияет на заработную плату сотрудников и дополнительное финансовое поощрение. При этом все изменения будут исключительно положительными.
Министерство внутренних дел рассматривает не только вопрос увеличения заработной платы, но и сохранения всех положенных льгот и дополнительных выплат.
По мнению Министерства, ключевым фактором, влияющим на непосредственный оклад сотрудника, является наличие аттестации. Не менее важны личные достижения, награды и благодарности. В ближайшие несколько лет, по прогнозам государства, заработная плата государственных служащих увеличится на 150%.
Заработная плата сотрудника дорожной полиции состоит из нескольких компонентов:
- Оклад — основная часть заработной платы. Этот показатель подлежит ежегодной индексации и будет увеличиваться. Поскольку за последние 5 лет значительного повышения оклада не было, этот вопрос стал особенно актуальным. По мнению Министерства, увеличение оклада — первоочередная задача реформы 2019 года.
- Дополнительная надбавка за звание. Включает ежемесячные выплаты в процентах от основного оклада, варьирующиеся от 5 до 30% в зависимости от квалификации и звания сотрудника. Также предусмотрена надбавка за стаж государственной службы в размере от 10 до 40%. Дополнительно может применяться районный коэффициент или надбавка за особые условия работы до 100%.
Кроме того, существуют дополнительные виды надбавок, например, за работу с государственной тайной — от 10 до 25%.
Наличие наград за особые заслуги позволяет государственным служащим рассчитывать на дополнительные выплаты:
- сотрудники, имеющие ученую степень. Кандидаты наук получают надбавку в размере 15% от основного оклада. Доктора наук получают надбавку в размере 30% от оклада;
- заместители начальника территориального ОВД или временно исполняющие обязанности получают надбавку в размере 30-50% от оклада. На такое же поощрение может рассчитывать лицо, временно замещающее заместителя начальника, например, на время отпуска.
Под стук колес. Чем транспортная полиция отличается от обычной
Будни этих полицейских заметно отличаются от службы их коллег, несмотря на принадлежность к одному ведомству и общие приоритеты. Они обеспечивают правопорядок в местах постоянного перемещения больших масс людей со всей страны, что сильно усложняет их работу. В таких условиях сложно даже определить место совершения преступления, не говоря уже о поиске конкретного преступника. О своей работе «АиФ-Юг» рассказал заместитель начальника полиции по оперативной работе управления на транспорте МВД России по ЮФО, полковник Александр Иванов.
Будни этих полицейских заметно отличаются от службы их коллег, несмотря на принадлежность к одному ведомству и общие приоритеты. Они обеспечивают правопорядок в местах постоянного перемещения больших масс людей со всей страны, что сильно усложняет их работу. В таких условиях сложно даже определить место совершения преступления, не говоря уже о поиске конкретного преступника. О своей работе «АиФ-Юг» рассказал заместитель начальника полиции по оперативной работе управления на транспорте МВД России по ЮФО, полковник Александр Иванов.