При сдаче жилого помещения в аренду составляется опись имущества, которая подписывается обеими сторонами. В этом разделе объясняется, для чего нужен этот документ и как его правильно составить, чтобы избежать претензий со стороны собственника.
Что представляет собой опись имущества и для чего она необходима
При аренде жилья в помещении часто остаются вещи собственника:
- мебель;
- бытовая техника;
- посуда;
- сантехника;
- декор и другие предметы.
Собственник жилья ожидает, что все имущество останется в целости и сохранности. Для этого составляется акт передачи имущества, в котором указывается перечень вещей и их состояние.
Для арендодателя наличие акта позволит предъявить претензию арендатору в случае порчи или утраты имущества.
Арендатору же опись имущества поможет избежать необоснованных претензий со стороны арендодателя.
Закон не обязывает составлять акт передачи имущества. Перечень и состояние имущества можно указать в самом договоре аренды, но это усложняет восприятие документа.
Полезно знать: как правильно составить договор аренды квартиры
Как правильно оформить документ
Унифицированного бланка описи имущества к договору аренды квартиры нет, его составляют в свободной форме.
- Укажите номер и дату договора аренды в правом верхнем углу.
- Ниже напишите, что документ является приложением к договору аренды, укажите его номер.
- Посередине страницы укажите название документа.
- Ниже укажите город и дату составления документа.
- Начните текст с преамбулы, указав Ф.И.О. и названия сторон. Можно включить паспортные данные.
- Перечислите имущество, находящееся в помещении, указав его состояние. Отметьте дефекты: трещины, сколы, загрязнения и т.д. Рекомендуется проверить работоспособность бытовой техники и сантехники, найденные дефекты внесите в акт.
- Заверьте документ подписями сторон.
Документ составляется в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Можно осмотреть помещение, составить акт вручную, а затем распечатать его на компьютере и подписать. Также можно подготовить шаблон и заполнять его вручную при осмотре.
Подписанное приложение к договору аренды хранится вместе с основными документами. Если в составе имущества произойдут изменения, их следует отразить в акте.
Пример оформления описи имущества
Ниже приведен шаблон и пример описания имущества в квартире:
к ____________________ № ______________ от ___________________________
Гражданин ___________________________ (Ф.И.О.), именуемый в дальнейшем «Наймодатель», с одной стороны, и гражданин __________________________ (Ф.И.О.), именуемый в дальнейшем «Наниматель», с другой стороны, составили настоящую опись о нижеследующем:
Наймодатель передает, а Наниматель принимает во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: _____________________________.
Зачем составляется акт описи или опись имущества
Офисы и другие нежилые помещения часто сдаются с мебелью или техникой, принадлежащими арендодателю. Акт описи выполняет следующие функции:
- Фиксирует перечень имущества, которое арендодатель передает арендатору вместе с помещением.
- Арендатор обязан поддерживать имущество в надлежащем состоянии, избегая поломок и повреждений.
- Арендатор обязан компенсировать утрату или повреждение имущества.
Таким образом, для арендодателя это важный документ, гарантирующий сохранность имущества. Арендатору же он предоставляет право на использование переданного имущества. В общем, этот документ помогает избежать ненужных споров между сторонами договора.
Особенности составления акта
Опись составляется совместно арендодателем и арендатором или их представителями. Все предметы тщательно осматриваются перед подписанием акта. При наличии каких-либо мелких повреждений это следует указать в описи, иначе предмет будет считаться переданным в идеальном состоянии.
Предметам в описи необходимо дать точные характеристики. Если это электроприборы или бытовая техника, то нужно указать марку, модель, год выпуска и т.д. Для предметов мебели отмечают точное наименование, цвет, комплектацию. Не запрещается прикладывать фотографии всех предметов, которые будут переданы арендатору вместе с помещением.
К сведению! Решение о том, какие предметы будут включены в опись, принимает собственник помещения. Он может выбрать только наиболее ценное имущество.
Документ должен быть подписан обеими сторонами сделки. Обычно его составляют в двух экземплярах: для арендатора и арендодателя.
Можно ли исправлять ошибки в документе?
Если при составлении акта были допущены фактические ошибки, например, неверно указаны стоимость, наименование, номер договора и т.п., то их можно исправить по следующему алгоритму:
- Слово или число с ошибкой следует аккуратно зачеркнуть.
- Рядом или сверху написать правильный вариант.
- Добавить фразу: «Исправленному верить».
- Поставить подпись и дату исправления.
С изменениями должны быть ознакомлены обе стороны сделки.