Управляющие компании предоставляют коммунальные услуги на основании договора с жильцами. Регулирование этих услуг осуществляется следующими нормативными актами:
- Гражданский кодекс РФ;
- Жилищный кодекс РФ;
- Федеральный закон №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей»;
- Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- Региональные и муниципальные законодательные акты;
- Постановление Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
- Постановление Правительства №491 от 13.08.2006;
- СанПиН.
Основания для подачи жалобы
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) осуществляет контроль за соблюдением регионального и федерального законодательства в области эксплуатации жилья и деятельности управляющих компаний, а также рассматривает жалобы граждан.
При нарушении прав граждан управляющими компаниями, можно подать жалобу в ГЖИ. Инспекция обязана рассмотреть жалобу, провести проверки и экспертизы для выявления нарушений.
Основные причины для подачи жалоб в ГЖИ:
- отсутствие водоснабжения, отопления, уборки территории, вывоза мусора;
- затопление жилых и нежилых помещений;
- несвоевременное проведение капитального ремонта;
- ненадлежащая работа оборудования (лифтов, мусоропроводов);
- регулярные ошибки в квитанциях на оплату.
Как правильно оформить жалобу
Перед подачей жалобы в ГЖИ, рекомендуется попытаться решить проблему на уровне управляющей компании. Для этого нужно составить письменное обращение или претензию с подробным описанием проблемы.
Ожидать официальный ответ следует в течение семи дней с момента получения обращения организацией или с даты почтового штемпеля.
Если управляющая компания не реагирует, следующим шагом будет подача жалобы в ГЖИ.
Правила оформления жалобы в ГЖИ
Жалоба в Государственную жилищную инспекцию составляется в произвольной форме, но обязательно должна содержать:
- Информацию о заявителе: ФИО, адрес (при групповой жалобе — данные одного из жильцов), контактный телефон, электронная почта (если имеется).
- Информацию о получателе: название учреждения, ФИО и должность руководителя.
- Подробное описание проблемы с указанием конкретных пунктов договора, которые были нарушены.
- Приложенные доказательства.
- Конкретные требования по решению проблемы.
- Ссылки на нормативные акты РФ.
Пример жалобы в Государственную жилищную инспекцию можно найти здесь.
Жалоба может быть личной или групповой. В групповом документе должны быть указаны все ФИО заявителей и их подписи.
Какие документы нужно приложить к жалобе
ГЖИ рассматривает жалобы только при наличии доказательств. К жалобе необходимо приложить:
- Ответ на претензию от УК. Если ответа не было, следует упомянуть об этом и приложить копию своего обращения и уведомления о вручении при почтовой пересылке;
- Выписку из домовой книги, копии правоустанавливающих документов на недвижимость (эти документы требуются не всегда, лучше уточнить в ГЖИ);
- обоснованная доказательная база.
Доказательства нарушений со стороны управляющей компании
Для начала работы Государственной жилищной инспекции по рассмотрению вашей жалобы, необходимо приложить следующие доказательства:
- ответ на претензию от управляющей компании или копия вашего экземпляра;
- копии некорректных документов по коммунальным платежам;
- акты проверок независимых экспертиз и результаты самостоятельных проверок;
- документальные доказательства нанесенного ущерба: чеки, акты выполненных работ и т.д.;
- фото- и видеоматериалы, фиксирующие нарушения;
- свидетельские показания;
- медицинские справки, если травмы или болезни произошли из-за действий/бездействия управляющей компании.
Способы подачи жалобы
На сегодняшний день самым простым способом подачи жалобы в ГЖИ является использование интернета. В разных регионах это может быть отдельный ресурс или раздел на сайте администрации. Также можно подать жалобу на сайте организации или через портал Госуслуг.
Жалобу можно подать и лично. В этом случае необходимо подготовить два экземпляра документа. При личной передаче в организацию на вашем экземпляре ставится входящая отметка в канцелярии. Если жалоба отправляется по почте, лучше сделать это заказным письмом с уведомлением о вручении.
Кроме того, вместе с жалобой в ГЖИ можно обратиться за помощью в такие организации, как:
Сроки рассмотрения жалобы
ГЖИ обязана отреагировать на жалобу в течение месяца с момента получения документа. Ответ может включать:
- уведомление о выполненной работе;
- уведомление о создании выездной комиссии и дате ее проведения;
- уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы и ее решения.
Причины отказа в рассмотрении жалобы
В некоторых случаях ГЖИ может не принять или не рассмотреть жалобу:
- Отсутствует информация о заявителе.
- Текст жалобы неразборчив, содержит нецензурные выражения или оскорбления.
- Запрашиваемая информация является государственной тайной или касается персональных данных третьих лиц.
- Заявитель уже обращался с данной проблемой и получил ответ ранее.
Что делать, если ГЖИ отказала в помощи
Если жалоба в ГЖИ не принесла ожидаемых результатов, гражданин имеет право обратиться за помощью в прокуратуру или суд.