Пересечение России летом приносит с собой обилие дорожных ремонтов и временных табличек. Эти таблички не всегда видны, не всегда обоснованны, и оспорить их нарушение довольно сложно. В очередном выпуске проекта «Опытные правила дорожного движения» мы разберемся, за что наказывают временные знаки.
Некоторые временные знаки имеют желтый фон вместо белого (например, 3. 20 «Преодоление»). Однако если речь идет, например, о знаке, указывающем направление объезда препятствий справа или слева, то он имеет обычный вид и просто прикреплен к переносной стойке или кузову грузовика. Он считается временным.
Также временными могут быть знаки желтого и оранжевого цветов. В России отличить желтый цвет от оранжевого может быть проблематично. Например, в отношении желтых линий, мест, где запрещена остановка (компактно расположенных вдоль тротуаров), и автобусов (желтые «пилы» останавливаются). Осевой желтый цвет полностью эквивалентен обычному белому и применяется для улучшения видимости.
Большинство временных табличек связано с дорожным строительством и предупреждает об изменении условий: скользкая дорога, гравийный отбойник, опасная посадка на мель, сужение дороги. Временные таблички могут предупреждать о приближении к участкам с двусторонним движением, на которых может быть запрещено встречное движение. На очень узких участках могут быть установлены временные знаки 2.6, дающие приоритет встречному движению.
Для пассажирских транспортных средств наиболее отвратительными являются временные запрещающие знаки, такие как «обгон запрещен», «ограничение максимальной скорости», разворот и движение задним ходом запрещены.
Временные таблички имеют особый статус. Если вы не согласны со стационарным знаком, вы должны ориентироваться на временную табличку. Действительно, при проведении дорожных работ ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает закрытие или демонтаж неактуальных стационарных табличек, но зачастую они остаются нетронутыми. Например, если стационарный знак ограничивает скорость до 90 км/ч, а временный знак ограничивает скорость до 50 км/ч, необходимо соблюдать требования второго знака.
То же самое относится и к разметке. Временная разметка выигрывает у постоянной, когда противопоставляется друг другу. Если табличка противопоставляется постоянной или временной разметке, необходимо следовать требованиям к табличке.
Для водителей самой большой головной болью является знак 3.20 «Нет питания». Если он установлен на участке с устаревшей разметкой, вы не можете выехать на встречную полосу для обгона. Однако в этом случае вы можете повернуть налево или задним ходом, поскольку ни знак, ни разметка не запрещают движение.
Временная разметка, обозначающая ограничения скорости и запреты, действует до отмены знаков 3.21 и 3.25, которые также нанесены на желтый фон. Однако соответствующий знак на белом фоне (т.е. постоянный) отменяет действие временной запрещающей таблички, но инспектор дорожного движения может попытаться разделить позицию водителя.
— Исходя из текста Правил дорожного движения, постоянные знаки 3.21, 3.25 и 3.31 отменяют все ограничения: и постоянные, и временные, — комментирует автоюрист Лев Боропаев.
Однако автоинспекторы могут руководствоваться следующей логикой Если запрет введен временным знаком, то в случае определенных столкновений временный знак имеет приоритет. Это означает, что белые отменяющие знаки не действуют. Справедлив ли такой подход?
— Нет никакого противоречия между введением ограничений между табличками и их отменой, утверждает Лев Воропаев. — Фиксированные знаки просто отменяют ограничения, наложенные временными знаками.
Эксперты отмечают, что, как правило, производители дорог в России часто не рассматривают возможность установки знаков, отменяющих ограничения. В этом случае временные знаки — знаки ограничения или запрета, а стационарные действуют до конца ближайшей развязки или населенного пункта. В то же время топливные службы выезжают на необозначенные грунтовые дороги, используя, например, таблички приоритета, чтобы не прерывать зоны питания этих табличек. Таким образом, к сожалению, временные ограничения могут действовать на протяжении десятков километров.
Есть и другие популярные уловки. Например, производители дорог устанавливают временные таблички 3.21 «Зона без права голоса» в компактных медианных зонах. Поскольку таблички (и тем более временные знаки) аннулируют разметку, многие водители считают, что в этом случае компактную линию можно игнорировать.
— Это точно не так, — говорит Лев Воропаев. — Компактные линии продолжают запрещать выезд на встречную полосу даже после установки временного знака, отменяющего ограничение.
В данном случае нет особого противоречия между знаком и диагнозом, согласно которому знак 3.20 запрещает только обгон. Понятие компактных центральных линий шире. ограничений.
— Конечно, зоны действия знака «Обгон запрещен» и зоны действия разметки компактной центральной линии должны совпадать, за исключением частных случаев, например, если знак не запрещает проезд вблизи перекрестка — Эксперт по вопросу Эксперты высказали свои замечания по обсуждаемым вопросам. — Однако если есть признаки отмены ограничения, а разметка все еще компактная, то, конечно, рекомендуется избегать обгона, не рискуя при этом обгонять.
С 2017 года в зонах действия временных знаков разрешено устанавливать фотокамеры. Это касается контроля скорости и движения по встречной полосе. Создает ли это дополнительный риск для водителей, ведь временные таблички можно просто снять, пока водитель не захочет нарушить решение?
— И временные знаки, и камеры, в том числе переносные, должны быть предоставлены организацией, осуществляющей призыв, — поясняет Юрий Панченко. — Иными словами, ситуация, когда кто-то приходит в дорожное управление и устанавливает временный знак и камеру на штативе без разрешения, является незаконной и должна быть пресечена.
С этой позицией согласен и Лев Воропаев. Если даже временные знаки не будут отражены в проекте организации дорожного движения, то правонарушение в этой зоне действия может быть отменено. К сожалению, водители могут узнать об этом уже в ходе судебного разбирательства.
— Временные знаки устанавливаются владельцем дороги или подрядчиком, который проводит техническое обслуживание или ремонт, — говорит Лев Воропаев. — Если есть подозрение, что знак установлен незаконно, можно подать заявление в суд на составление проекта ПДД по данному разделу. Суд может согласиться с мнением водителя. Если знак не включен в чертеж, это однозначно является основанием для отмены постановления.
Таким образом, если есть расхождение между табличками и разметкой, следует руководствоваться табличками. Временные таблички и разметка имеют приоритет перед постоянными, это касается непосредственных расхождений. Например, если постоянная разметка разрешает поворот налево, а временная — запрещает, поворот фактически запрещен.
Если установлен временный знак, к нему следует отнестись серьезно. Однако помните, что если требования знаков совершенно нерациональны, например, если зона действия до ближайшего перекрестка составляет 25 километров, то это, скорее всего, не соответствует системе организации дорожного движения, и нарушение может быть заразным. Действительно, мы уже находимся в суде.
Вы нашли ошибку или хотите предложить свою тему? Не стесняйтесь писать нам по электронной почте об «автоматических» аннуитетах.