В этой статье мы рассмотрим последние изменения и уточнения, касающиеся тонировки автомобилей и проверки светопропускания стекол.
Ранее на PDDMASTER были опубликованы материалы, посвященные тонировке:
Сегодня же обсудим уточнения некоторых спорных моментов, возникавших ранее.
Допустимый уровень светопропускания
В 2025 году норма светопропускания стекол, указана в приложении 8 регламента:
4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, обеспечивающих переднюю обзорность для водителя, должно быть не менее 70%.
Для боковых стекол автомобилей норма светопропускания оставалась неизменной, а для переднего стекла она была снижена с 75 до 70 процентов, что позволяет сделать его более тонированным.
Кто и где может проверять тонировку автомобиля?
На официальном сайте ГИБДД появилось следующее разъяснение:
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 26.8 и пунктом 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ, право возбуждать дела, применять технические средства измерения и выносить постановления по данному нарушению имеют все сотрудники ГИБДД со специальным званием.
Таким образом, в 2025 году проверять тонировку могут не только сотрудники технического надзора, но и любые другие сотрудники ГИБДД со специальным званием.
Для ясности приведем цитату из федерального закона «О полиции»:
Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
1. Сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав — рядовой полиции;
2) младший начальствующий состав — младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;
3) средний начальствующий состав — младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;
4) старший начальствующий состав — майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;
5) высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.
Таким образом, любой полицейский, имеющий специальное звание, может проверить светопропускание тонировки стекол автомобиля, так как ГИБДД является частью полиции.
Итак, любой сотрудник ГИБДД может проверить степень светопропускания стекол автомобиля. Но остается вопрос, где это можно сделать.
До 26 января 2015 года проверка светопропускания осуществлялась только на стационарных постах. Однако наставление по техническому надзору ГИБДД утратило силу, и в 2025 году проверку могут проводить в любом месте.
Нужно ли ехать на пост для проверки светопропускания?
Рассмотрим пример: сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание, остановил автомобиль вне стационарного поста и предложил водителю проверить степень светопропускания стекол транспортного средства.
Однако у сотрудника нет при себе соответствующего прибора, поэтому он предлагает поехать с ним на пост ГИБДД, чтобы там по всем правилам проверить тонировку на соответствие требованиям техрегламента. Считая, что остановленный автомобиль с наглухо затонированными стеклами его непосредственный клиент, сотрудник ГИБДД настаивает на этой проверке.
Возможно, на первый взгляд, предложение кажется разумным, ведь второй раз сотрудник ГИБДД может и не предложить совершить такую поездку.
На самом деле, ехать на стационарный пост для проверки тонировки не обязательно, поскольку для этого сотрудник ГИБДД должен выполнить административное задержание.
Рассмотрим часть 1 статьи 27.3 кодекса об административных правонарушениях:
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Из этого становится ясно, что для выявления правонарушения административное задержание использоваться не может.
Что касается административной процедуры «Задержание транспортного средства», предусмотренной административным регламентом ГИБДД, то она возможна только после выявления административного правонарушения, а не до него.
Следовательно, единственный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, — ехать на стационарный пост для проверки тонировки не нужно.
Раздел: Изменения автозаконодательства
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Как и на основании чего производится проверка тонировки?
Ответственность за использование цветных плёнок на передних и лобовом стекле с понижением уровня светопропускания установлена ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Суть правонарушения заключается в управлении ТС, на котором установлены стёкла, не соответствующие техническому регламенту. Законом уточняется, что это нарушение касается любых цветных плёнок на стёклах, проще говоря, любой тонировки.
Технический регламент 018/2011, в частности п. 4.3, устанавливает минимальный порог светопропускания тонировки в 70%. Это ограничение касается лобового и передних стёкол, обеспечивающих обзор водителя при управлении автомобилем. Также прописаны дополнительные ограничения на использование светозащитных полос в верхней части стекла. Однако нас сейчас интересует только светопропускание окон в целом и правила его замера в 2025 году.
Важно отметить, что Регламент не делает отсылок к ГОСТу. Ранее действовавший ГОСТ 5727-88, на основании которого сотрудники ГИБДД проверяли светопропускание стекол, утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием ГОСТ 32565-2013. П.4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 и п.5.7.1 ГОСТ Р51709-2001, на которые часто ссылаются автомобилисты при обжаловании действий сотрудников ГИБДД, копируя жалобы из Интернета, также по состоянию на 2025 год не действуют.
Пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий из ПДД запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии дополнительных предметов или покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя. Это касается как тонировки в виде плёнки, так и различных съёмных конструкций – съёмной тонировки, «шторок» и других ограничивающих обзор водителя покрытий.
Чем по правилам замеряется тонировка?
Требование использования специальных технических средств для проверки светопропускания стекол определено в статье 26.8 КоАП РФ, где описывается, что такое специальные технические средства и уточняется, что данные, полученные с их помощью, должны быть обязательно зафиксированы в протоколе.
С государственным Реестром средств измерения можно ознакомиться на сайте Росстандарта, где представлены следующие светоизмерительные приборы, имеющие действующее на 2025 год свидетельство:
- прибор для замера тонировки по всем правилам Тоник (реестровый №44919-10);
- Блик-Н (реестровый №35807-07);
- Свет (№20761-11);
В Реестре также содержатся и другие устройства. Однако даже если на прибор отсутствует действующее свидетельство, но он был выпущен во время действия такого свидетельства, его можно продолжать использовать при условии периодической поверки. Таким образом, свидетельство требуется только для выпуска устройства, но не для его дальнейшей эксплуатации.
Правила замера: погода, условия, влажность
Основным документом, регулирующим уровень светопропускания стекол, является Регламент. Действующий ГОСТ устанавливает общие требования к стёклам и описывает порядок измерения уровня светопропускания в заводских условиях (п. 7.8 ГОСТ 32565-2013).
В отличие от ГОСТа 27902, утратившего силу, текущий стандарт не содержит специальных требований к условиям проведения испытаний – ни по температуре, ни по влажности воздуха и атмосферному давлению, ни по погоде в целом. Согласно п. 7.8.6, допускается проведение замера светопропускания на основании эксплуатационной документации на фотометр.
Таким образом, из государственного стандарта убраны все общие требования к температурным и влажностным условиям для проведения проверки и они переложены на эксплуатационную документацию измерительного прибора.
Инструкция приборов для измерения светопропускаемости
Эксплуатационная документация каждого из измерительных приборов содержит только общие требования для измерения.
К примеру, прибор светоизмерительный «Тоник» в своей документации по эксплуатации (а точнее – приложении по Методике поверки) содержит следующие требования к условиям проведения поверки:
- температура воздуха (20 +/-5)℃;
- относительная влажность (60 +/-15)% при температуре воздуха (20 +/-5)℃;
- атмосферное давление (101,3 +/-4,0) кПа, (760 +/-30) мм рт. ст.
Можно ли ссылаться на инструкцию по замеру?
Нельзя. Несмотря на то, что в инструкциях содержатся чёткие требования, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов поверки, согласно п. 7.8.7 ГОСТа 32565-2013 в случае разногласий по методике замера светопропускаемости применяется метод, описанный в п. 7.8 ГОСТа.
Таким образом, в случае претензий со стороны водителя на нарушение условий эксплуатации светоизмерительного прибора, суд и ГИБДД могут сослаться на ГОСТ, который не устанавливает конкретных требований к условиям проведения замера стёкол. На первый взгляд это кажется нелогичным, так как инструкция к прибору дополняет требования ГОСТа. Но на практике 2025 года суды отвергают любые попытки водителей, оспаривающих штраф за тонировку, сослаться на инструкцию. Мотивировка проста: «В действующих ГОСТах и регламентах нет требований к условиям замера».
В ГОСТе изложена только общая методика поверки, нарушение которой, как правило, ведёт или к полному отсутствию показаний прибора, или же практически недоказуемо для водителя.
Тем не менее, в юридической практике 2025 года обычно нет смысла ссылаться на упомянутый ГОСТ. Суды практически всегда игнорируют его положения, утверждая, что данный документ вообще не касается измерения светопропускаемости тонировки.
Пример одного из таких судебных решений:
Довод жалобы о нарушениях требований ГОСТ 32565-2013 при замерах светопропускания стекол автомобиля является необоснованным.
Положения ГОСТа 32565-2013 применяются при измерениях контрольных образцов продукции (стёкол для автомобилей) и должны соблюдаться при сертификации продукции на соответствие указанным требованиям. Это следует из буквального содержания положений ГОСТа, предусматривающего измерение светопропускания контрольных образцов в определённых условиях, в определённых точках с последующим выведением среднего арифметического значения.
Тем не менее, выполнение указанных условий при измерении светопропускания стекол эксплуатируемых автомобилей инспекторами ГИБДД с помощью сертифицированного и поверенного прибора не требуется.
В этих обстоятельствах, п. 7.8.3 ГОСТа 32565-2013, регламентирующий процедуру испытания светопропускания на образцах или на стёклах с целью определения соответствия нормального светопропускания безопасных стёкол установленному значению, и п. 7.8.5 ГОСТа 32565-2013, закрепляющий определение результатов измерения, не применимы для проведения проверки светопропускания стёкол в контексте требований безопасности дорожного движения, проводимой инспектором ГИБДД.
Когда будет рассмотрен законопроект о тонировке 2025?
Законопроект о смягчении требований к тонировке планируется рассмотреть в июне 2025 года.
Напомним, 3 мая 2025 года депутат Госдумы от партии ЛДПР Ярослав Нилов внёс в Госдуму законопроект, предлагающий смягчить требования к тонировке. Согласно тексту поправок, часть 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ предлагается изложить в следующей редакции:
«Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, за исключением передних боковых стекол, светопропускание которых должно составлять не менее 50% от показателя светопропускания, установленного требованиями технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»
Таким образом, законопроектом предлагается снизить требования к светопропусканию передних боковых стёкол автомобиля с текущих 70% до 35%.
Как ранее сообщал портал Avtospravochnaya.com, в Госдуму уже поступило отрицательное заключение Правительства на данный законопроект.
В заключении подчёркивается, что положения документа противоречат требованиям Техрегламента Таможенного Союза.
«Законопроектом предлагается допустить управление транспортным средством с нарушением положений пункта 4.3 Требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации (приложение № 8 2 0609975-Уч-2024 (3.0) к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877), согласно которым светопропускание не только ветрового стекла, но и иных стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70 процентов. С учетом этого предлагаемое законопроектом регулирование противоречит положениям статей 6, 18 и 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.», — говорится в отзыве Кабмина.
Также правительство отмечает отсутствие статистических данных, которые подтверждали бы снижение количества нарушений, связанных с тонировкой, что могло бы послужить основанием для смягчения требований.
«В материалах к законопроекту не представлена статистика, демонстрирующая устойчивую тенденцию к снижению числа соответствующих правонарушений, а также отсутствуют иные сведения об избыточности текущего правового регулирования в данной области общественных отношений».
Кроме того, Кабмин напомнил, что в ноябре 2023 года уже отклонили аналогичный законопроект, предлагавший полностью отменить штраф за тонировку передних боковых стекол автомобиля.
«Ранее Правительство Российской Федерации рассматривало и не поддержало проект федерального закона ‘О внесении изменений в часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях’, который имел предмет правового регулирования, схожий с представленным законопроектом (официальный отзыв от 24 июня 2023 г. № 4334-П50). На основании изложенного, Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект», — говорится в заключении.
Несмотря на отрицательное заключение Правительства, документ все еще находится в базе Госдумы — 3 мая 2025 года он был направлен в профильный комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. 12 мая 2025 года профильный комитет принял решение направить документ в Совет Госдумы.
20 мая 2025 года состоялось заседание Совета Госдумы, где обсуждался и данный законопроект. Было принято решение рассмотреть его в первом чтении в весеннюю сессию Госдумы. Согласно информации на сайте Госдумы, до 3 июня 2025 года принимаются предложения, замечания и дополнения к документу. Первое чтение предварительно запланировано на следующий месяц — законопроект включен в примерную программу работы думы на июнь 2025 года.
Каким способом и в каких условиях проверяют тонировку
Тонировку проверяют специальным прибором — фотометром. У инспектора должны быть документы на прибор — сертификат и паспорт. Эти документы подтверждают, что прибор пригоден к использованию и исправен.
Правила дорожного движения и регламент ГИБДД не содержат четких требований к условиям проверки тонировки: нет особых условий, когда можно или нельзя проводить замеры. Это значит, что тонировку можно измерять в дождь, зимой при низких температурах или ночью.
Единственное исключение — если в документации к прибору указаны ограничения на условия измерения прозрачности. Например, может быть указана влажность воздуха, при которой фотометр работает корректно.
В таком случае инспектор все равно может провести замеры, а водителю придется доказывать, что погодные условия не соответствовали документации.
Какие есть требования к тонировке
Существуют законодательные нормативы, определяющие, когда тонировка считается допустимой или недопустимой. Эти нормативы были установлены в результате экспериментов.
Исследования показали, что тонировка лобового стекла снижает уровень восприятия водителя и в пять раз увеличивает риск ДТП.
- Для лобового стекла допускается тонировка со светопропусканием не менее 70%.
- На лобовое стекло можно наклеить солнцезащитную пленку шириной не более 14 см.
- Задние стекла можно тонировать пленкой любой плотности, но не зеркальной.
Как избежать штрафа
Если инспектор измерил тонировку и прибор показал значение ниже допустимого, сотрудник ГИБДД выпишет штраф — 500 рублей.
Дополнительных наказаний за повторное нарушение нет, так что каждый раз штраф составит 500 рублей.
Часто сотрудники ГИБДД позволяют снять тонировку на месте. Если водитель вел себя корректно, разрешил произвести замеры и сам снял пленку, инспектор может на свое усмотрение не выписывать штраф.