Сборник ключевых документов по запросу Отсутствие подъезда к земельному участку (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Земельные вопросы:
- 15 и более лет
- Административное обследование объектов земельных отношений
- Акт выбора земельного участка
- Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
- Амортизация земельных участков
- Посмотреть все
- Земельные вопросы:
- 15 и более лет
- Административное обследование объектов земельных отношений
- Акт выбора земельного участка
- Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
- Амортизация земельных участков
- Посмотреть все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 24.1 «Задачи производства по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ «Судья кассационного суда выявил, что нижестоящие судебные инстанции не проверили законность предписания и не дали ему правовую оценку, а также не исследовали доводы заявителя о невозможности исполнения предписания из-за отсутствия подъездных путей к земельному участку в связи с реконструкцией автодороги М-60 «Уссури», хотя эти обстоятельства имеют значительное значение для правильного разрешения дела.»
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14.02.2023 N 66а-113/2023 по делу N 3а-69/2022
Об отмене решения Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.10.2022, которым удовлетворено заявление о признании недействующим приказа Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.05.2022 N 43 «О запрете движения транспортных средств». Из материалов дела следует, что к земельному участку, принадлежащему истцу, есть подъезд с северной части, не включенной в границы запрета движения транспортных средств, т.е. подъезд к земельному участку истца возможен не через территорию, на которую наложен запрет движения; в границах объекта культурного наследия регионального значения «Сооружение «Мерзлотник» нет дорог общего пользования, и движение транспортных средств осуществляется по неорганизованным путям, соответственно фактическому землепользованию; отсутствие подъезда по дорогам общего пользования к участку административного истца не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие требования установлены к организации подъездных путей к земельным участкам?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) Сведения о наличии или отсутствии подъездных путей, обеспечивающих доступ к земельному участку, включаются в Декларацию о характеристиках объекта недвижимости (Приложение N 2 к Приказу Росреестра от 24.05.2021 N П/0216).
Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022) Следовательно, в данном случае разрешение лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, не требовалось, из-за чего у начальника следственного изолятора отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Обеспечение доступа к вашему земельному участку
Обеспечение доступа к вашему земельному участку
В последнее время часто возникают вопросы о том, как обеспечить доступ и проход к своему земельному участку, что делать, если сосед перекрыл проезд?
Бывают случаи, когда собственник единственной дороги, примыкающей к вашим участкам, физическое лицо, и не подписывает разрешение на использование этой дороги.
Сразу отметим, что в соответствии с пунктом 26 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к каждому участку должен быть обеспечен доступ, проход или проезд от земельных участков общего пользования к образуемому или изменяемому земельному участку, включая установление сервитута.
Законодательство предусматривает право собственника любого земельного участка осуществлять проход и проезд к своему участку через территорию соседнего или другого земельного участка в случаях, когда отсутствует доступ с земель общего пользования и невозможен проход и проезд иным способом, кроме как через соседний земельный участок.
Важно отметить, что ограничивать доступ к чужому участку своим участком нельзя, но необходимо учитывать, как этот доступ осуществлялся ранее. Согласно статье 274 Гражданского кодекса РФ собственник соседнего участка, если проезд к нему возможен только через ваш земельный участок, имеет право требовать предоставления права ограниченного пользования — сервитута.
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования земельным участком, являясь ограничением (обременением), под которыми понимаются установленные законом или уполномоченными органами условия и запреты, препятствующие правообладателю в полной мере использовать право собственности или другие вещные права на конкретный объект недвижимости. Сервитуты бывают частные и публичные.
Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, если соглашение не достигнуто. Он распространяется на соседний земельный участок (в частности, имеющий общую границу) или, в отдельных случаях, на другой участок, обладающий определенными полезными свойствами, для использования которых и вводится сервитут.
Как правило, частный сервитут имеет возмездный характер. Бесплатный частный сервитут может быть предусмотрен только федеральным законом, поэтому собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать оплату. Однако, принудить к обеспечению проезда вашего соседа или вас могут только через суд.
Публичный сервитут – это такое же ограничение, устанавливаемое законом или иным нормативным правовым актом с учетом результатов общественных слушаний, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Он не предусматривает изъятия земельных участков, а является решением использовать часть чужого земельного участка на благо общества, например, для создания транспортной доступности.
Публичный сервитут, как правило, имеет безвозмездный характер.
Если у вас возникла ситуация, когда проход или проезд к вашему дому перекрыт и невозможен с земель общего пользования, вы имеете полное право получить доступ через соседние земельные участки.
Специалист по связям с общественностью
Компании «Региональный кадастровый центр»
Отсутствие подъездной дороги к частному дому
Добрый день. Мои родители (пенсионеры) постоянно проживают в сельской местности. Дом старый, постройки 1947 года, право собственности было оформлено после вступления в наследство в 2011 году. К дому нет проезда. То есть, есть улица в деревне, но дом находится за другими домами, и пройти на эту улицу можно только по тропинке. Существует поле, через которое можно подъехать, но дороги на нем нет. Таким образом, подъезд к дому отсутствует – ни скорая помощь, ни пожарные не смогут подъехать. Отец неоднократно обращался к главе сельского поселения с просьбой сделать дорогу, но получал отказы из-за отсутствия денег на строительство. Прокуратура (маленького райцентра) ссылается на то, что собственник должен самостоятельно строить дорогу. Вопрос: если это неправомерно, куда обращаться и на какие законы ссылаться?
Если прокуратура не смогла помочь вашим родителям, то отстаивать свои права им придется в судебном порядке, предварительно изучив необходимую информацию в сельском поселении.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования — это места, которыми может свободно пользоваться неограниченное количество людей, включая улицы и проезды. Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование обозначает процесс планирования развития территорий с целью установления функциональных зон и определения размещения объектов, включая объекты местного значения. К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения, который включает: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту функциональных зон поселения. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента. Земельные участки общего пользования, на которых находятся улицы, проезды, автомобильные дороги и другие объекты, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно пункту 3.37 Свода правил «СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, улично-дорожная сеть представляет собой систему объектов капитального строительства, таких как улицы и дороги различных категорий, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Сводом правил СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден приказом Минстроя РФ от 30.12.2016 N 1034/пр) установлено, что проезды должны обеспечивать прямой подъезд к участкам жилой застройки.
Также, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2019 года N 144-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения» (действовавший до 1 марта 2021 года), пунктом 3.1 которого определено, что улично-дорожная сеть — это совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, предназначенных для движения пешеходов и транспортных средств.
Согласно частям 1 и 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования ими, а также обустройства территории муниципального образования для обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения.
Из представленных нормативных правовых актов следует, что прежде чем оспаривать бездействие главы сельского поселения по вопросу строительства дороги, необходимо ознакомиться с документами сельского поселения: генеральным планом, правилами землепользования и застройки, а также правилами благоустройства. Если в генеральном плане не предусмотрен проезд к дому ваших родителей, им следует, ссылаясь на вышеуказанные акты, подать письменное заявление главе сельского поселения с просьбой о внесении изменений в генеральный план для устройства проезда к дому.
Если глава сельского поселения откажет в удовлетворении данного заявления, ваши родители должны в течение 3 месяцев со дня получения отказа, в соответствии с Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, обратиться в районный суд по месту жительства с административным иском об оспаривании действий или бездействия главы сельского поселения.
При этом следует учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 февраля 2021 года № 186-О отметил, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия большого количества нераспределенной земли на территории Российской Федерации, отсутствие оформления земельного участка и государственной регистрации права собственности не означает, что соответствующее публичное образование отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе данного участка. Само отсутствие такого учета не говорит о том, что участок является бесхозяйным.
Необходимо помнить, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 февраля 2021 года № 186-О указал, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и значительного количества нераспределенной земли на территории Российской Федерации, отсутствие оформления земельного участка и государственной регистрации права собственности публичного образования не означает, что это публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к судьбе данного участка. Само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о бесхозяйности участка.