Мы спросили у карьерных экспертов «Яндекс.Практики», как наиболее выгодно представить себя работодателю.
Опытный первый этап процесса отбора. Вас пригласили на собеседование. Цель собеседования — оценить вашу компетентность, предыдущий опыт, а также умение общаться с людьми. Мы собрали советы о том, как вести себя на встрече с работодателем, какая информация о компании будет полезна и как отвечать на каверзные вопросы.
Подготовьте презентацию и узнайте информацию о компании
Основываясь на своих навыках и опыте, подготовьте презентацию для себя. Представьте, как вы будете отвечать на вопросы возможных работодателей. Как правило, основные вопросы одинаковы для всех компаний.
Вот некоторые вопросы, которые они могут вам задать:
● Почему вы хотите работать в этой компании?
Почему вы ушли с предыдущего места работы?
Каким вы видите себя через пять лет?
Каковы ваши слабые стороны/способности?
Каковы ваши достижения на предыдущем месте работы?
В чем заключалась ваша самая большая неудача?
Почему они должны взять вас на работу?
Узнайте информацию о компании и вакансии. Во время собеседования важно показать, насколько ваши навыки соответствуют должности, которую вы указали в резюме. Обратитесь к требованиям и задачам в описании вакансии и адаптируйте свои ответы. Поработайте переговорщиком: определите заявленную потребность и предложите себя и свой опыт для ее удовлетворения.
Изучите стоимость компании.
На первичном собеседовании выясните, что представляет собой проект или продукт компании, кратко изучите отрасль и конкурентов.
Следующий шаг в процессе выбора — понять ценности и культуру компании. Почитайте отзывы сотрудников, чтобы узнать больше о том, как это работает. Но помните, что когда люди довольны, они редко сообщают об этом в Интернете. Однако если автор каждого отзыва говорит, что компания задерживает зарплату, это повод задуматься.
Определите, с кем нужно связаться
Чтобы лучше подготовиться к собеседованию, четко определите, с кем вы будете разговаривать и как долго продлится беседа. Рекрутеры обычно не скрывают эту информацию.
Не переживайте, если формат собеседования неожиданно изменится — например, если вы готовились к беседе с рекрутером, а попали на встречу, где вас попросят решить ряд задач. Вам не откажут только потому, что вы чувствуете себя немного напряженно. Важно отметить, что энтузиазм не должен мешать вам представить себя в выгодном свете.
К сожалению, я не был подготовлен к сегодняшнему техническому собеседованию, но мне очень хочется попробовать».
Не бойтесь, если вы не знаете ответа на вопрос — это не тот вопрос, на который вы должны ответить.
Если вы хотя бы попытались ответить на вопрос, это лучше, чем ничего не сказать. Думайте вслух — работодатели могут захотеть оценить ход мыслей человека, даже если они не ожидают от него правильного решения проблемы.
Попробуйте использовать технику переговоров под названием «сэндвич». Начните свой ответ с хороших новостей, продолжите плохими и снова закончите хорошими.
Меня сейчас очень интересует эта тема. К сожалению, я не могу дать вам ответ прямо сейчас, но я обязательно подумаю об этом после интервью. Если вам будет удобно, я отправлю вам свой ответ чуть позже».
Готовиться к собеседованию нелегко. Особенно если вы меняете работу. Поэтому в «Яндекс.Практике» есть центр карьеры, специалисты которого подскажут вам, как связаться с работодателями. Они также будут поддерживать с вами связь в течение первых нескольких месяцев работы и окажут поддержку, когда вы начнете работать на новом месте.
Не обижайтесь на стереотипные вопросы.
Опытный рекрутер не будет спрашивать вас о чем-то вслепую. Например, ответ на вопрос «Где вы видите себя через пять лет?». Это ответ на вопрос «Где вы видите себя через пять лет?». Он может продемонстрировать работодателю вашу способность мыслить, планировать и убедить его в том, что вы обладаете стратегическим мышлением и разбираетесь в ресурсах. А вопрос о ваших слабых сторонах и самых больших ошибках продемонстрирует вашу способность быть самокритичным и учиться на своих ошибках.
Приступайте к обсуждению неудобных вопросов.
Если вы меняли работу каждые полгода, делали перерыв на 10 лет, не работали пять лет или долгое время работали в одной компании, будьте готовы к тому, что вас спросят об этом. Проанализируйте, почему так произошло, и соберите аргументы, которые смогут убедить работодателя ответить вам.
‘Дело в том, что в то время у меня не было достаточно времени для развития карьеры из-за рождения ребенка’. ‘Я не была уверена в своих силах’. ‘Я хотела попробовать себя в другой области специализации. Теперь я готова к новому этапу в своей карьере».
‘Мне скоро наскучила моя работа’. ‘Я не хотел переходить на более высокую должность, потому что не был уверен, что готов взять на себя ответственность’. «Сосредоточился на своих интересах в то время».
Избегайте негативных комментариев о предыдущих работодателях.
Если причиной увольнения стал спор, спросите: «Почему вы ушли с предыдущего места работы?». Не стоит сразу упоминать об этом, отвечая на вопрос «Почему вы ушли с последнего места работы? Незнакомец, это не считается подходящей причиной для увольнения. Споры могут возникнуть всегда, и хороший специалист должен уметь их разрешать. Кроме того, ваш работодатель может заподозрить, что и в будущем вы будете негативно отзываться о нем. Найдите другие причины вашего увольнения: возможно, вы хотели получить более высокую должность, сменить компанию или профессию.
Я понял, что мне интересна другая карьера. К сожалению, в моей компании не было возможностей для развития. Кроме того, честно говоря, мне не очень нравился стиль управления: он был слишком похож на «универсальный» подход».