История России до 1917 года

Читая соответствующие разделы о русских модификациях в правильном направлении, от Попаданства до важных исторических фигур, вы можете увидеть, что здесь может быть сделан захватывающий акцент на науке и технике, военном деле и многом другом. Однако я опасаюсь, что все эти идеи на самом деле тонут в трубах российского законодательства и экономики того времени. Ситуация очень хорошо объяснена в отличной статье, не могу удержаться и привожу ее здесь.

Таможенная политика в период дворцового переворота: от освобождения Анны Ионовны до выплаты Елизаветы.

После смерти Петра в 1725 году делегация европейских торговцев подала реляцию императрице Екатерине I. В 1727 году был созван Комитет коммерции, который занимался пересмотром положений Тарифа 1724 года. Комитет отметил вред петровских реформ, связанный с недостаточной защитой промышленности путем ограничения иностранной конкуренции. По мнению членов Комитета, главная проблема заключалась в том, что качество российской растительной продукции не улучшилось, а после самоисключения многих европейских торговцев на российском рынке образовался серьезный дефицит. Полное регулирование производства и ужесточение тарифов были признаны ошибочными, и началась работа над новым тарифом, созданным при царе Анне Ионовне в 1731 году.

Согласно новому тарифу, пошлины были значительно снижены, но многие привилегии Петра сохранились. Пошлины были снижены вдвое: если по тарифу 1724 года они составляли 20 % от цены, то по тарифу 1724 года они были снижены до 10 %. Кроме того, «производили, но не слишком много, не совсем, но государству они были не нужны… Они не были нужны для сокращения импорта», и было установлено 5-процентное обязательство. 5-процентное защитное обязательство считалось достаточным для борьбы с иностранной конкуренцией. Одним из нововведений стало то, что обязательства по многим товарам теперь устанавливались по весу, а не по цене. Кроме того, была отменена дискриминационная пошлина в 25 %, которую несли торговцы, осуществлявшие торговлю через Архангельск.

Новые изменения в таможенной политике России произошли в царствование Елизаветы Петровны и были связаны с возвращением Петра к коммерческой политике. Однако таможенная политика Елизаветы имела другие причины и характер. В 1750-е годы одним из краеугольных камней российской экономической политики стал вопрос о внутренних повинностях. Со времен Новоторжского закона существовало «рублевое обязательство». Оно взималось в размере 5% с товаров, продаваемых на городском или сельском рынке. Петр I ввел ряд внутренних торговых повинностей. Самая важная из них — «Новолабораторная повинность», которая была приравнена к рублевой и ложилась тяжелым бременем на доходы простых людей. Хотя в 1714 году они были отменены, другие внутренние повинности, введенные Петром, сохранились, и до 1750-х годов наряду с рублевым обязательством существовало одновременно 17 таких повинностей. В 1747 году была созвана комиссия по отмене внутренних повинностей во главе с графом П. И. Шубаровым. Манифестом от 20 декабря 1753 года все 17 повинностей были отменены. Чтобы компенсировать финансовые потери от отмены, была введена дополнительная пошлина в размере 13 % на все иностранные товары, ввозимые в страну. Реализация последней меры потребовала проведения таможенных мероприятий, которые были обновлены принятием Елизаветинского тарифа 1757 года.

Новые тарифы, в отличие от тарифов Петра I, носили фискальный, а не защитный характер. Существенным отличием тарифа 1757 года было то, что он был значительно выше петровского, причем даже на те товары, которые, по мнению законодателя, не должны были иметь более высокого тарифа. В тарифе 1724 года минимальный тариф составлял 6 % от цены, в тарифе 1757 года — 12,5 %, а большинство тарифов составляли от 15 до 20 %. С добавлением 13%-ного тарифа по Манифесту 1753 года тарифы были объединены, и теперь большинство товаров оплачивалось не 20%, а 33% от цены. На многие товары действовали тарифы в размере 60-80 %, а на некоторые товары тарифы превышали цены.

Протекционизм Елизаветы проявлялся не в тарифах, а в предоставлении монополий и привилегий частным лицам и компаниям, а также в широко распространенной системе взяточничества. Так, в начале 1760-х годов некто Семякин вместе с 14 сообщниками захватил всю таможенную систему Европейской России, за исключением Останкинской таможни. По мнению правительства, предполагалось, что частный контроль над таможней будет более эффективным, чем государственный, а таможенные доходы — более стабильными. На деле Шемякин не выполнил требования контракта. Он не представлял отчеты о ввозе и вывозе товаров, а через границу происходило большое количество несанкционированных частных перемещений товаров. В результате в 1762 году Шемякина судили за неуплату государству, и таможенный контроль вновь оказался в руках государства. Опыт применения политики таможенных платежей оказался настолько негативным, что российское правительство отказалось от нее на несколько десятилетий, а затем прибегало к ней лишь в исключительных случаях.

Проблема тяжелого меркантилизма, полуофициальный характер принимаемых мер, ситуативные реформы и отсутствие четко сформулированной парадигмы — все это хорошо характеризует таможенную политику первой половины XVIII века. В этот период так и не была создана таможенная служба, а система монополий и привилегий в итоге исказила государственный контроль над торговой политикой. Необходимость реформ становилась все более очевидной, многие из которых были впоследствии осуществлены в период правления Екатерины II, ознаменовавший особый этап в истории российской таможни.

1. кришер И. М. Очерк истории русской торговли. СПб.: Атеней, 1923, 324. 2. Лодыженский К. Н. История русской таможенной службы. Челябинск: Сотиум, 2005. 430 €. 3. Струве П. Б. Торговая политика России. М.: Сотиум, 2016. 256 €.

Внутренние тарифы: годы отмен и решений в истории России

20 декабря 1753 (31) года императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможен и мелких обычаев», который был одним из главных препятствий для развития внутренней торговли.

Советуем прочитать:  Как правильно составить претензию: пошаговая инструкция и образец процедуры 2025

7 сентября 1752 (18) года граф Петр Иванович Шувалов предложил Сенату план отмены внутренних таможенных пошлин. Первоначально план Шувалова предусматривал, что коммерческая торговля не будет затронута, а от внутренних пошлин будет освобождена только торговля сельскохозяйственными продуктами. В проекте не были указаны виды сборов, которые должны быть перечислены из таможенных пошлин, взимаемых с сельскохозяйственной торговли, в государственные доходы. Поэтому 16 марта 1753 г. (27) Шваров представил Сенату новый план, предлагавший отменить все внутренние таможенные пошлины, взимаемые в таможнях, региональных и провинциальных управлениях страны. Окончательный проект, представленный в Сенат 18 августа 1753 года(29), предлагал не только отмену внутренних таможенных пошлин и 16 других налогов, взимаемых с сельскохозяйственной и коммерческой торговли, но и эксплуатацию помещичьих земель. Программа реформ имела экономическое обоснование. Дефицит бюджета, вызванный отменой внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отменой внутренних тарифов, сенаторы предлагали компенсировать повышением внешних импортных и экспортных пошлин и общих налогов. Глава. Наконец, 20 (31) декабря 1753 года предложение Шварова было утверждено указом Елизаветы Петровны «Об отмене внутренних таможенных пошлин и малых сборов». Неотъемлемой частью этого указа стал одноименный «Доклад Сената Верховной власти» от 18 (29) декабря 1753 года.

В 1754 году в большинстве районов страны были отменены национальные таможни и прекращено взимание 17 мелких таможенных пошлин, которые были бременем для внутренней торговли. На смену им пришел «новый избыточный» тариф в 13 %, который взимался портовыми и пограничными таможнями со всех ввозимых и вывозимых товаров.

В 1754 году правительство также отменило таможенные и торговые пошлины внутри Сибири и на товары, ввозимые в Сибирь из России. Экспорт товаров из Сибири в Россию облагался по ставке 10 процентов, при этом меха по-прежнему облагались налогом в размере одной десятой рубля, а другие товары — 10 галлеонов за рубль. Экспорт российских товаров в Китай и другие азиатские страны через Сибирь облагался 5-процентным налогом (вместо таможенных пошлин), а затем взимался еще 13-процентный налог. При вывозе сибирских товаров за границу вместо таможенных пошлин взимался 10-процентный налог. Таможенная пошлина (пушнина — в натуре) и 13 процентов. Так же облагался ввоз в Сибирь китайских и других восточных товаров — 10 процентов плюс еще 13 процентов.

В апреле 1755 года пограничные таможни Брянска, Курска, Смоленска и ряда других городов были переведены на государственные границы Российской империи. Также были отменены русско-украинская граница и внутренние таможни в Области войска Донского. Эти реформы таможенной системы были закреплены Таможенным актом 1755 года и закреплены Охранительным тарифом 1757 года.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД: Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Таможенное дело (1726-1986). Ф. Таможенное дело (1726-1986). М., 1988- Вичевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика в России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909- Волков М. Я. Отмена русских внутренних таможен // История СССР. 1957. No. 2- Волков М. Я. Таможенная реформа 1753-1757 годов // Историческая записка. 1962. т. 71- Корякина Е.П. Программа социально-экономических преобразований П.И. Шувалова. Автореферат диссертации. …Канд. История. Наук. М., 1992- Кулишер И. М. История русской торговли до XIX века. П., 1923- Лодыженский К. История русских таможенных тарифов. СПб., 1886- Марков Л. Н. Очерк по истории русской таможни. Иркутск, 1987- Таможенные службы России X — начала XX века (исторические очерки, документы и материалы). Санкт-Петербург, 1995.

См. также Президентская библиотека:.

Внутренние таможенные пошлины России отменены в 1754 году.

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия для развития торговли. Это логичное решение было принято во время правления дочери Петра I Елизаветы. Для устранения внутренних торговых барьеров были веские причины. Наличие таможенных постов на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и негативно сказывалось на имперской экономике. Принятый в 1754 году закон полностью изменил ситуацию.

Протекционизм великого Петра

В начале XVIII века в основе экономической политики Российской империи лежала идея защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти великого Петра наступили другие времена. При императорском дворе благосклонное влияние иностранцев не заботилось об экономическом росте России. По приказу царицы Анны Иоанновны протекционная политика, разработанная великим Петром, была отменена.

Советуем прочитать:  Ходатайство об обеспечении явки свидетелей в Третейский суд

Правление Елизаветы Петровны.

Отмена пошлин.

Восшествие на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на финансовые проблемы страны и пути их решения. Во время правления Елизаветы Петровны стало ясно, что одним из самых серьезных препятствий для развития отечественной промышленности и торговли была система внутренних конвенций. Существовало 17 различных обязательств, которые должны были выполнять торговцы при перевозке товаров по территории Российской империи.

Отсутствие общего рынка

В то время Российская империя представляла собой единое политико-административное пространство, разделенное экономическими границами. Это приводило к высоким издержкам при нерациональном обращении с отечественными товарами. Многочисленные сборы и расходы на доставку могли составлять половину стоимости товара. Это вызывало сильное недовольство в торговом строе. Пошлины взимались с каждого государства. Помимо основных, существовало множество второстепенных пошлин. В среднем на каждые 20 км дороги приходилось по таможенному пункту.

Отмена пошлин 1754 года.

История налогообложения. Часть 3: Зигзаги в Российской империи.

Преемник Петра не был готов продолжать дело царя. Потрясенное налогами население решительно уклонялось от их уплаты. Люди либо покидали места, включенные в обзор «Сказки», либо просто не платили. В «Национальной среде» вспыхнуло восстание, угрожавшее не только центральному правительству, но и самой империи. Налоговая система, организованная в чрезвычайных условиях, полностью нуждалась в реформировании.

Россия велика, всего не соберешь …..

Преемники Петра I столкнулись с двумя основными проблемами имперской налоговой системы: недоимками и бегством налогоплательщиков. Для поиска беглецов использовалась армия, что напоминало «сбор народа» (В. О. Кричевский). Однако настоящей проблемой были недоимки. Было решено провести новую ревизию (перепись) в 1742-1747 годах, а затем каждые 15 лет. Однако это все равно не решало проблемы.

Власти были вынуждены искать новые источники доходов. Особенно преуспел в этом граф Петр Иванович Свалов, который не только восстановил государственную соляную и винную монополию, но и взял под контроль табачную торговлю. Значительные изменения были внесены в таможенную систему. По предложению Шувалова был отменен государственный тариф и упразднено государственное таможенное управление. Таким образом, здравый смысл победил жадность. По мнению Шувалова, развитие внутренней торговли могло принести больше доходов в государственную казну. В то же время для защиты российской промышленности был введен 13-процентный налог на ввозимые и вывозимые товары.

Новое Просвещение и нативистские тенденции практически не повлияли на российскую налоговую систему. Единственным исключением стал новый налог на капитал, которым с 1775 года облагалось купечество. Размер капитала определял принадлежность к одной из трех купеческих гильдий. Окончательный порядок налогообложения купцов определялся «благодарственной грамотой» Екатерины II. В остальном, вплоть до Александра I, российская налоговая система не претерпела серьезных изменений.

Как и прежде, ускоренное развитие страны и агрессивная внешняя политика негативно сказывались на российской налоговой системе. Власти не успевали проводить продуманные реформы, предпочитая принимать отработанные экстренные меры.

Как сбалансировать бюджет, когда сотрудники воруют: таксология Егора Канклина

Создание Александром I (1801-1825) министерств централизовало контроль за сбором налогов в Министерстве финансов, но это не повлияло на механизм сбора налогов. Большинство жителей империи по-прежнему платили подушную подать. План финансирования» М. М. Сперанского провалился и привел лишь к дальнейшему повышению налогов. Отечественная война 1812 года окончательно похоронила либеральные идеи Сперанского и привела к дальнейшему росту налоговых платежей.

Николаос I (1825-1855), которого недолюбливали либералы, оказался очень проницательным инвестором и удачно подобрал кадры. Новый этап экономических реформ связан с деятельностью замечательного министра финансов Канкрина. Экономист Егор Францевич попытался сократить государственные расходы. ‘В Штатах нужно помнить, что такие вещи, как частная жизнь, не уничтожаются капитальными расходами, как ежедневные микрорасходы. Первое вдруг окажется незрелой идеей, второе — неразумным, а между тем девочка становится рублем». На этом принципе строилась политика Канкрина, направленная исключительно на рационализацию и рационализацию государственной экономики.

Были вновь повышены импортные пошлины, отменена неоправданная система управления государственными столовыми, восстановлена система платежей и введен специальный налог на табак. С 1840 года, согласно указу Николая I, все расчеты производились в серебре. В повышении тарифов министр финансов видел не только способ защиты российской промышленности, но и средство пополнения фонда в ущерб привилегированным сословиям — основным потребителям импортной продукции.

Реформы затронули и «земские пошлины», которые не были включены в государственный бюджет и для которых не существовало четкой системы. Они использовались для содержания школ, больниц, местной полиции, ремонта дорог и путевых чиновников. Суть реформы заключалась в переносе части государственных расходов на земский капитал.

Как солдаты стали коллекционерами

Советуем прочитать:  Допустимо ли использование полиса ДМС в период трудовой деятельности и после увольнения

Канкрин также выделялся своими «ударами» по проволочкам. Именно министр финансов предложил использовать солдат в качестве коллекторов. Армия использовалась для устрашения должников, а не для поиска беглых налогоплательщиков. Однако во время казней накопление просроченных долгов только увеличивалось. Когда возвращать нечего, солдаты не боятся.

Тем не менее реформа налоговой системы имела и положительные последствия. Когда уже тяжело больной Егор Францевич попросил царя об отставке, Николай ответил Идеальный министр не хотел видеть крымского светлого рога, который занимал свой пост с 1823 по 1844 год и ушел в отставку незадолго до своей смерти в 1845 году, унеся русского царя с собой в могилу.

Несмотря на радикализм своих налоговых реформ, Канлин мог только улучшить финансовое положение Российской империи.

Никаких налоговых исключений быть не должно.

Поражение России в Крымской войне заставило власти обратить внимание на плачевное состояние дел в стране. Это коснулось и налоговой системы. Великие реформы Александра II (1855-1881) обещали России столь же великое будущее, но для этого необходимо было рационализировать налоги и привести в порядок запущенные финансы. Эта обязанность легла на плечи министра финансов с 1862 по 1878 год Михаила Христофоровича Лейтарна, которому пришлось отправиться за границу для ознакомления с фискальными вопросами.

Лейтарн отменил подушную подать с горожан и заменил ее специальным налогом на городскую недвижимость, а в 1875 году ввел государственный земельный налог. Сегодня этот налог взимается со всей земли, кроме государственной. Основные нововведения коснулись сферы косвенного налогообложения: винные платежи были заменены акцизным сбором, был принят новый закон о гербовом сборе и введены сборы на страхование, пассажирские билеты и товары быстрого приготовления.

Однако либеральные «эксперименты» в налогообложении продолжались на протяжении всего царствования императора Александра II. 1 марта 1881 года празднование 20-летия Великой реформы было прервано взрывом на Екатерининском канале, в результате которого погиб царь-освободитель.

Александр III (1881-1894) был не только менее лоялен к освободителям, но и более решителен в реализации своих целей. Парадоксально, но именно так называемый «антиреформенный» период стал преобразующим для российской экономики.

Главными реформами стали отмена подушной подати и упразднение сословного налогообложения. Николай Христианович Бунге, министр финансов с 1882 по 1886 год, уничтожил не только ядро российской налоговой системы времен Петра, но и налоговую основу сословного деления российского общества. Теперь в России больше не будет привилегированных классов. С этого момента платить обязаны были все. Налог на наследство стал постоянным, а в 1885 году был введен новый налог на капитал. В то же время правительство увеличило налогообложение торгово-промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины.

Эта реформа затронула систему сбора налогов и учета объектов налогообложения. Бунге удалось ввести в России должность 500 налоговых инспекторов для контроля за налоговыми поступлениями.

С уничтожением сословной налоговой системы и привилегированной собственности, а также отменой крепостного права Россия окончательно встала на путь модернизации.

Министры Иван Алексеевич Вышенградский (1887-1892) и Сергей Юрьевич Витте (1892-1903) продолжили его политику разгула. Был введен единый налог на Россию и восстановлена винная монополия. Кроме того, Витте ввел золотой цикл. С его деятельностью был связан новый этап усиления налогового бремени. Министр был убежден, что самоограничение имеет свои пределы и в конечном итоге может грозить «серьезными затруднениями в нормальном развитии экономической жизни страны». В результате Вейт последовательно голосовал за повышение косвенных налогов. Налоги на пиво и табак были увеличены на 50 %, ставки на спички удвоены, а налоги на недвижимость повышены.

Витт был не чужд идеям прогрессивного налогообложения. Он был убежден, что налоговая политика должна основываться на принципах подоходного налога. Эти полномочия были впервые применены к торговому налогу. В настоящее время торговые права и ремесленные платежи преобразуются в налог на имущество, который зависит от ранга предприятия. Стоит отметить, что предприниматели отвечали Витте «тройной бухгалтерией» и сокрытием доходов. Однако именно Сергей Джуревич стал последним крупным реформатором налоговой и экономической системы Российской империи.

Конец XIX века был наиболее благоприятным для проведения налоговой реформы. Ухудшение международной обстановки, война России с Японией, первая русская революция и, наконец, Первая мировая война в начале XX века положили конец всем усилиям налогового ведомства.

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацило М.К. История налогообложения в России. IX — начало XX века. Время, 2006.

Починок А. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. IX- 1999.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector