Да. Вы можете получить водительское удостоверение в этом возрасте, но только на определённые категории транспорта. Подробно рассмотрим, с какого возраста можно получить права на различные категории транспортных средств. Этот вопрос регулируется Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».
Для мопедов
Согласно пункту 2 статьи 26 указанного закона:
- с 16 лет можно получить права на управление скутерами и мопедами с объёмом двигателя до 50 куб. см – категория M,
- в этом же возрасте можно обучиться и получить право на вождение мотоцикла с объёмом двигателя до 125 куб. см – подкатегория A1.
Таким образом, 16-летние водители имеют право управлять двумя видами транспортных средств.
На автомобиль
Получить водительские права на легковой или грузовой автомобиль с 16 лет невозможно. Управлять транспортными средствами категорий B или C разрешается только с 18 лет.
Единственное исключение в законе 2025 года касается 17-летних юношей и девушек – они могут сдать экзамены на права, но само удостоверение и право управления автомобилем категории B получают только по достижении совершеннолетия.
Вас также может заинтересовать:
Миф о возможности управления в сопровождении взрослого
Это миф, распространяемый ненадёжными источниками. Причиной этому может быть доверчивость подростков к различным интернет-новостям.
Доказательства найти довольно просто – для многих будет неожиданностью, но вопрос возраста и возможности управления автомобилями в 2025 году регулируется не только ПДД. Это указано в двух других правовых актах:
- всё в том же Федеральном законе №196 «О безопасности дорожного движения» указаны возрастные ограничения для различных категорий транспортных средств – 16, 17, 18 или 21 год,
- в Постановлении Правительства №1097 «О допуске к управлению» также прописаны возрастные градации для вождения и учебной езды.
Ни в одном из этих документов вы не найдёте положений, разрешающих управление автомобилем с 16 лет в сопровождении взрослого с водительским удостоверением.
Новый закон о правах с 16 лет – это правда?
Нет. В истории законодательства было несколько инициатив по введению возможности управления транспортными средствами для молодёжи. Но ни одно из предложений не было принято.
Обновление от 30.03.2021. В сети снова активно обсуждается миф о том, что с 16 лет можно управлять автомобилем в сопровождении взрослого. Якобы новые правила допуска к управлению вступают в силу с 1 апреля 2021 года. Однако, это не соответствует действительности. Никаких таких изменений в законодательстве нет.
- Во времена Советского Союза в ПДД действительно было прописано, что подросток может управлять автомобилем под присмотром взрослого.
- Во второй половине 2019 года МВД предложило вернуть эту возможность – разрешить подросткам водить автомобиль до 18 лет в сопровождении взрослого. Однако речь шла о 17-летних, а не 16-летних, и не о получении полноценного водительского удостоверения, а о допуске к вождению. Инициатива не была реализована, и на 2025 год действует закон, разрешающий управление только с 18 лет.
- В сентябре 2020 года депутаты Госдумы предложили выдавать полноценные водительские права с 16 лет, аргументируя это тем, что современные подростки раньше начинают самостоятельную жизнь. Но и этот проект не был поддержан.
Что будет, если сесть за руль без прав?
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф от 5 до 15 тысяч рублей за управление транспортным средством без прав, в зависимости от обстоятельств нарушения и смягчающих или отягчающих факторов по части 1 статьи 12.7.
При этом, административная ответственность наступает с 16 лет. То есть такие лица могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ 2025 года.
Кроме того, существуют и другие меры наказания за это нарушение:
- статья 27.13 предусматривает эвакуацию автомобиля, которым управлял 16-летний подросток, на спецстоянку как мера обеспечения наказания по статье 12.7 КоАП РФ,
- часть 3 этой же статьи предусматривает штраф в размере 30 000 рублей для владельца автомобиля или лица, передавшего ключи подростку без прав.
Необходимы ли водительские права для скутера или мопеда
Пояснения о необходимости наличия водительских прав для мопеда или скутера в 2025 году приводятся в Правилах дорожного движения (ПДД). В соответствии с п. 1.2, мопед – это 2- или 3-колёсное механическое транспортное средство с максимальной скоростью до 50 км/ч и двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 куб. см, либо электродвигателем мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт. Пункт 1.2 ПДД требует от водителей наличие водительских прав для управления электроскутером или мопедом, если их характеристики соответствуют вышеуказанным параметрам.
Если же транспортное средство имеет более мощные характеристики, оно относится к категории мотоциклов. Согласно п. 1.2 ПДД, мотоцикл – это 2-колёсное механическое транспортное средство, объем двигателя внутреннего сгорания которого превышает 50 куб. см, или максимальная скорость (независимо от типа двигателя) превышает 50 км/ч. В эту категорию входят трициклы и квадрициклы, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (без учета массы аккумуляторов для электрических транспортных средств) и максимальная мощность двигателя до 15 кВт.
Термин «скутер» в ПДД отсутствует. Следовательно, их следует относить к той или иной категории транспортных средств в зависимости от параметров, установленных для мопедов и мотоциклов.
Категории водительских прав для управления мопедом
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, для управления транспортными средствами нескольких категорий, включая мопеды и скутеры, требуются водительские права:
- категория А – мотоциклы (сюда входят транспортные средства с объемом двигателя более 125 куб. см и мощностью свыше 11 кВт);
- категория А1 – мотоциклы (транспортные средства с объемом двигателя до 125 куб. см и мощностью до 11 кВт);
- категория М – для управления мопедами и легкими квадрициклами.
Водительское удостоверение категории М позволяет управлять большинством мопедов, так как их объем двигателя не превышает 50 куб. см. Эта же категория дает право на управление скутерами с объемом двигателя до 50 куб. см. Важно отметить, что российские водительские права категории А дают возможность управлять мотоциклами подкатегории А1, а права любой категории (подкатегории) позволяют управлять транспортными средствами категории М (ч. 7 ст. 25 196-ФЗ). Например, для управления мопедом можно использовать права категории А, А1 или В, и отдельно получать права категории М не требуется.
Порядок получения водительских прав
Водительские права категории М, А или А1 можно получить, следуя требованиям 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097. Согласно этим нормативным актам, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо:
- соответствовать возрастным требованиям;
- иметь медицинские показания к управлению транспортным средством.
Пошаговая процедура для получения категории М, А и А1 для управления скутером или мопедом:
- Пройти медицинское обследование и получить заключение.
- Пройти обучение ПДД и навыкам вождения в мотошколе.
- Сдать экзамены (теоретический и практический, которые проводит ГИБДД).
- Оплатить государственную пошлину.
- Подать документы в подразделение ГИБДД для получения водительских прав.
Типовой список документов для получения водительских прав:
- заявление;
- паспорт;
- свидетельство о прохождении обучения;
- медицинское заключение по форме № 083/У.
Если у вас возникли вопросы относительно получения водительского удостоверения категории А, А1 или М, а также по поводу перечня необходимых документов для мотошколы или ГИБДД, обратитесь к юристу на нашем сайте. Вы получите исчерпывающие ответы, которые помогут вам достичь желаемого результата в кратчайшие сроки.
На каких транспортных средствах можно ездить без прав
В ПДД нет прямого указания на возможность езды на скутере без прав в определённых условиях. Согласно п. 1.2 ПДД, мопед – это механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/ч и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см или с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт. Для управления таким ТС нужны права категории М. Более мощный мопед относится к категории А1 или даже А, и для его управления тем более требуются права (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что существуют скутеры, для которых не требуются водительские права. Если на скутер установлен двигатель внутреннего сгорания, права нужны всегда. Однако, если у скутера электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, права не требуются при обучении навыкам вождения в мотошколе.
Штраф за езду на мопеде без прав
Согласно положениям п. 2.1.1 ПДД водитель обязан иметь при себе:
- удостоверение водителя;
- документы на регистрацию скутера или мопеда.
Поэтому водителю грозит ответственность за управление мопедом без прав. Причины отсутствия водительского удостоверения могут быть различными. Во-первых, водитель мог просто забыть его дома. Во-вторых, у него их могло вообще не быть, поскольку он либо не получал удостоверение, либо был его лишён. В зависимости от этих обстоятельств определяется и мера наказания.
Размер штрафа за управление транспортным средством без документов, если водитель забыл их дома, регламентирован статьей 12.3 КоАП РФ:
- штраф за управление ТС без регистрационных документов составляет 500 рублей (ч. 1);
- штраф за езду на мопеде без прав или без полиса ОСАГО – 500 рублей (ч. 2);
- штраф за допуск к управлению ТС другого лица без водительского удостоверения – 3 тысячи рублей (ч. 3).
Более строгое наказание предусмотрено для водителя, не имеющего права на управление ТС (ст. 12.7 КоАП РФ):
- штраф за отсутствие прав на мопед, если водитель их не получал, составляет от 5 тысяч до 15 тысяч рублей (ч. 1);
- за управление ТС водителем, лишённым прав, штраф составляет 30 тысяч рублей либо арест до 15 суток, либо обязательные работы от 100 до 200 часов (ч. 2);
- за передачу управления мопедом водителю, не имеющему прав или лишённому их, штраф – 30 тысяч рублей.
Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор
В 2007 году окончил СПбГУП («Журналистика» 42.04.02), в 2012 году – магистратуру ИПиНБ РАНХиГС по направлению «Магистр частного права» («Юриспруденция», 40.04.01). Практикующий юрист, создатель и основной автор портала AvtoPravil.net.
Сдача экзаменов и получение прав — разные вещи
Важно понимать различие между терминами «сдавать экзамены на права» и «получать водительское удостоверение» — в российском законодательстве это разные понятия. Даже отличные знания теории правил дорожного движения и хорошие навыки управления транспортным средством в различных условиях не гарантируют получения прав в тот же день.
Между началом занятий в автошколе и получением водительского удостоверения может пройти немало времени. Например, законодательством России не установлено определенного возраста, с которого парень или девушка могут приступить к изучению теории дорожного движения. Специалисты в области психологии и образования считают, что наилучшее время для усвоения этой информации наступает в 7-8 лет. Это значит, что ученики начальных классов могут приобрести карманную книгу с правилами дорожного движения и изучать их, а затем лишь следить за обновлениями и дополнять свои знания. Однако посещение автошколы можно начать и в более позднем возрасте.
Взгляд на автомобильное управление в мире
Российская Федерация выделяется среди других государств своими строгими возрастными ограничениями для вождения автотранспорта. Однако в различных уголках Европы, Азии и Америки ситуация выглядит совершенно иначе.
- В Соединенных Штатах возрастные ограничения для вождения автомобиля варьируются от 15 до 16 лет в разных штатах. Однако это допустимо лишь при наличии опытного водителя рядом. В некоторых штатах запрещено перевозить других молодых водителей в течение первых полугода после получения лицензии (за исключением родных братьев и сестер).
- В некоторых областях Германии возможно водить автомобиль с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
- В Исландии лицензию выдают с 17 лет, но она является временной и действительна в течение 2 лет, после чего подлежит замене.
- На Марианских островах и в Сальвадоре автомобиль можно управлять уже с 15 лет.
- В Эстонии, Израиле и Франции законно начинать водить с 16 лет, но лишь в присутствии родителя.
Обычно определение минимального возраста для вождения зависит от способности индивида нести ответственность за свои действия. Поэтому чем больше опасности представляет транспортное средство для окружающих, тем выше возраст водителя.