Виды государственной собственности Российской Федерации, формирование их правового порядка. Лекция 3

Эволюция отношений собственности приводит к тому, что богатство воспроизводится в форме капитала, который начинает приносить доход своим владельцам. В результате государственную собственность можно понимать как часть богатства государства, используемую государством, которое имеет право максимизировать свой доход как собственника и максимизировать продукт общества в целом. Соответствующие социально-экономические условия.

Критерии сортировки объектов государственной собственности:

Компоненты богатства государства по материальному составу, за исключением домашней собственности населения.

По отраслевому составу — государственная собственность на природные ресурсы, территориальные ресурсы, промышленность, транспорт и связь, энергетику, сельское хозяйство, государственное устройство и управление, финансы и другие производственные сектора.

Эффективность — доходные государственные — объекты собственности, потенциально доходные и заведомо убыточные (объекты социальной сферы).

В зависимости от возможности приватизации, могут быть приватизированы при определенных условиях, не подлежат приватизации, могут быть приватизированы с целью обязательной приватизации.

В зависимости от полноты осуществления прав собственности они могут быть переданы в полное непосредственное пользование, аренду и безвозмездное пользование государству, как правило, на акционерной основе, вместе с другими формами объектов собственности.

Состав государственной собственности (по С.Г. Беляеву и В.И. Кошкину):

Имущество, предоставленное государственным предприятиям на территории Российской Федерации на правах финансового и оперативного управления,

Имущество, принадлежащее Российской Федерации за рубежом,

Имущество, находящееся в полном распоряжении государства как собственника. Оно остается в распоряжении государства после освобождения, реорганизации предприятий и учреждений или выхода из них в установленном законодательном порядке.

Товарищества с ограниченной ответственностью, созданные в процессе приватизации и переданные в федеральную собственность,

муниципальные образования Содружества акции, доли (паи), входящие в их состав организации, финансовые компании и товарищества,

интеллектуальная собственность и др.

Вопрос о параметрах государственного вмешательства в экономику особенно важен для стран, где рыночная экономика развивается до тех пор, пока этот вопрос не воссоздается, а не развивается эволюционным путем. Государственная собственность должна быть такой, чтобы она максимизировала доходы государства как собственника, максимизировала общий общественный продукт и создавала основу для обеспечения адекватных социально-экономических условий. А критерии «минимальной адекватности» государственной собственности включают в себя

Советуем прочитать:  ВАЖНО ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Как поступить, если приобрели некачественный товар на маркетплейсе

Защита национальной безопасности.

Сохранение и развитие российской экономики как единого рынка (рыночной инфраструктуры).

Регулирование естественных монополий.

Формирование системы социальных гарантий.

Гарантии бюджетных поступлений от использования государственной собственности.

Выполняя все эти условия, государственная собственность может играть роль главного регулятора рыночной экономики. Однако она не должна быть «раздута» и стать «тормозом» экономического роста. И когда необходимо определить состав государственной собственности, следует рассмотреть возможность и целесообразность приватизации того или иного объекта (отрасли, группы объектов), исходя из следующих критериев

Влияние функции объекта на обеспечение стратегической безопасности государства.

Социальная значимость объекта и возможность влияния через его функцию на социальные последствия экономической деятельности негосударственного сектора.

Социально-экономическая значимость объекта в регионе (городе).

Степень дозированности объекта и его способность к реорганизации.

Рентабельность объекта и его конкурентоспособность определяется на основе капиталоемкости, фондоотдачи, использования оборотных средств и использования капитальных вложений (сгруппированных по срокам амортизации).

Рыночная цена объекта, его способность служить источником единовременных поступлений в бюджет при приватизации.

Роль и размер государственного сектора важны для понимания роли и масштабов государственного вмешательства в экономику в целом. Чем больше государственный сектор, тем больше косвенных элементов государственного участия в экономике и тем больше отношений, создаваемых прямым участием. Таким образом, государственный сектор является основным инструментом национальной экономической политики, а его размер и структура должны соответствовать этой роли и способствовать достижению национальных экономических целей. Чем ниже уровень социально-экономического роста региона в стране, тем выше доля государственного сектора как основного регулятора экономики.

Бизнес-группы, являющиеся объектами государственной собственности:

Бизнес на оборонных объектах. Предприятия, использующие секретные технологии.

Предприятия, не позволяющие отдельным предприятиям выжить самостоятельно, но необходимые для прогрессивного развития государства.

Предприятия и объекты «естественных» монополий и функционирования единой экономической инфраструктуры: энергетика, железнодорожный транспорт, телекоммуникации.

Нерентабельные предприятия, имеющие очень большое значение в социально-общественной сфере.

Советуем прочитать:  Я устал, я мухожук: как принять решение об увольнении и сообщить об этом руководству

Эти группы определены в конкретный период переходной экономики, но по мере развития рыночной экономики состав государственной собственности меняется. В пищевой промышленности предприятия, которые могут быть приватизированы при определенных условиях, производят муку, хлебобулочные изделия, крепкие алкогольные напитки, жилищно-коммунальное хозяйство, авиацию и общественный транспорт, имеют специфические объекты культуры, образования, спорта и медицины. Приватизации подлежат сельскохозяйственные и государственные предприятия с низкой нормой прибыли, а все предприятия, подлежащие обязательной приватизации, являются государственной собственностью.

Собственность, которая не предоставляет возможности для управления ею и эффективного контроля за ее использованием, не представляет интереса для владельцев. Эффективный контроль подразумевает наличие информации и организованных инструментов для мониторинга текущего состояния системы и непосредственного реагирования на ее изменения. Эффективный контроль несовместим с усилиями по постоянному регулированию состояния контролируемой среды и наблюдению за всеми ее параметрами, независимо от формы собственности и ее сочетания.

Классификация свойств государства

Все объекты, входящие в общее государственное имущество, можно разделить на различные группы в соответствии с их функциональным назначением. К таким группам относятся.

К этой группе государственной собственности также относятся природные ресурсы в виде недр, земельных, лесных и водных фондов, воздушного пространства.

Эта группа государственной собственности подразумевает исключительное право собственности государства на содержащиеся в ней ресурсы. Такая форма собственности позволяет незамедлительно реализовать любой подход к управлению на операционной основе.

    Состав этой группы государственного имущества характеризуется переходностью, связанной с тем, что некоторые объекты могут переходить в другие формы собственности, и наоборот, включаться в состав государственного имущества.

    Данная группа государственной собственности допускает возможность совместного владения ее объектами, однако нестабильное развитие экономики обусловливает необходимость сохранения контроля государства над этими видами собственности.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector