В английском языке сводные брат и сестра называются соответственно «step-brother» и «step-sister». Если перевести эти термины дословно, то получится «брат или сестра по ступеням», что в переносном смысле означает «пришедший брат или сестра». Такое название хорошо отражает суть этих отношений: сводные братья и сестры не рождаются в одной семье, а именно «приходят», создавая новую семью.
Иногда сводными братьями и сестрами называют людей, имеющих одного общего родителя, например, одного отца, но разных матерей, или наоборот, одну мать, но разных отцов. Это неверно. Таких братьев и сестер следует называть неполнородными: в первом случае — единокровными, во втором — единоутробными. Юридически они приравниваются к родным братьям и сестрам и имеют такие же права на наследство.
Что касается сводных братьев и сестер, то они не имеют общих родителей. Как же это возможно, и можно ли действительно считать таких людей братьями и сестрами?
Сводные братья и сестры появляются следующим образом: люди, ранее состоявшие в браке, вступают в новый брак (например, разведённые или вдова и вдовец). У каждого из них есть дети от предыдущих браков. Эти дети и называются сводными братьями и сестрами. Проще говоря, сводный брат или сестра – это сын или дочь мачехи или отчима от их первого брака.
С юридической точки зрения, сводные братья и сестры не являются родственниками умершего. Родные братья и сестры, включая неполнородных, наследуют во второй очереди, то есть, если у умершего нет супруга, детей или родителей, они могут претендовать на наследство. Но у сводных братьев и сестер таких прав нет.
Семейный кодекс также не запрещает сводным братьям и сестрам вступать в брак, так как у них нет общих родителей и кровного родства. Это касается только гражданского брака, церковь же строже в этом вопросе и не венчает сводных братьев и сестер. Вспомним, как в гоголевской «Ночи перед Рождеством» Оксана дразнит Вакулу, намекая, что их родители поженятся и брак между ними станет невозможным.
Если вспомнить сказки о несчастной падчерице, которые есть у многих народов, то увидим, что героиня обзаводится именно сводными сестрами: отец героини не является отцом «старухиной дочки». В таких сюжетах отношения между сводными братьями и сестрами часто превращаются в противостояние, но так бывает не всегда!
Вспоминая примеры из искусства, на ум приходят Финес и Ферб из одноимённого американского мультсериала. Если не знать их родственных связей, можно долго не догадываться, что эти мальчики не родные братья: они настолько неразлучны!
Брат: кого так называют в России
В русской культуре существует несколько видов братства. Помимо генетического родства, существуют и искусственно созданные, но не менее крепкие братские узы.
Кровный брат
Мужчины, происходящие от одних предков и связанные между собой фактом рождения, являются кровными братьями.
У скифов, когда-то обитавших в южных регионах России, кровными братьями называли не только родных братьев, но и тех, кто, давая друг другу клятву верности, совершали обряд с кровью. По историческим данным, каждый скифский мужчина мог иметь до трёх кровных братьев, для чего нужно было пройти простой, но значимый обряд. Оба желающих стать кровными братьями должны были выпить из ритуального рога — ритона — вино, смешанное с каплями их крови.
Молочный брат
Согласно «Толковому словарю русского языка» Дмитрия Ушакова, в старину было распространено выражение «молочный брат». Так назывался сын кормилицы, который таким образом обращался к чужому ребёнку, вскормленному его матерью в младенчестве. По сути, не связанные кровным родством люди называли друг друга братьями, потому что питались молоком одной женщины. Обычно молочными братьями становились дети простолюдинки-кормилицы и вскормленные ею дети аристократов, которые имели разный социальный статус.
Названный брат
«Словарь забытых и трудных слов XVIII-XIX веков» определяет названного брата как человека, с которым кто-то решил условно породниться. Не имея биологического родства, близкие друзья по обоюдному желанию называли друг друга названными братьями.
Крестовый брат
Среди славян с раннехристианских времён практиковался союз на вечную дружбу, скрепляемый обменом крестиками, полученными при крещении. Такое побратимство иногда ценилось выше кровного родства, так как люди сознательно становились символическими братьями, деля вместе радости и печали. Окружающие признавали такой союз и считали их настоящими родственниками. Об этом крестовом братстве упоминал Фёдор Достоевский в романе «Идиот», описывая родство князя Мышкина и Парфёна Рогожина.
Сводный брат
Когда мать или отец вступают в новый брак, дети от предыдущих отношений становятся сводными братьями (сёстрами). Их связывают не генетические связи, а семейные отношения родителей. Иногда сводных братьев ошибочно путают с детьми, имеющими одного общего родителя. Их юридический и социальный статус, так же как положение в родословии, классифицируются как некровное родство.
Дети, у которых разные отцы, но одна мать, называются единоутробными братьями, а те, у кого общий отец, но разные матери — единокровными братьями.
Интересно, что если в семье со сводными братьями появляется единоутробный или единокровный брат, то в следующем поколении их потомки будут связаны кровным родством.
Церковные братья
После принятия православия на Руси среди мирян стали популярны обращения «братья» и «сёстры».
Верующие во Христа, следуя примеру апостолов, использовали эти обращения, утверждая, что все люди являются детьми Божьими, а значит, приходятся друг другу братьями и сёстрами. В доказательство они приводили слова из Евангелия от Иоанна, где в 1 главе, 12 стихе говорится: «А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».
По этой причине в православных церквях всех прихожан принято называть по имени, добавляя слова «брат» или «сестра».
Религиозное братство
Богослов Александр Копировский в своих работах писал о братствах, возникших на Руси в XV веке, когда в 1439 году возникла угроза унии православия и католицизма.
Те, кто не поддерживал митрополита Исидора, сторонника объединения церквей, начали создавать братства, способствующие сохранению православия. Наибольшее религиозное напряжение было в Киеве и Львове, где влияние католиков было особенно сильным.
Участники этих религиозных братств активно продвигали православие, занимались просветительской деятельностью, открывали типографии и школы. Они всячески противодействовали изменникам и даже добились от восточных патриархов разрешения не подчиняться местным епископам, если те будут подозреваться в вероотступничестве.
Львовское братство было наделено особыми привилегиями, включая собственный внутрибратский суд и высокий авторитет.
К XVII веку численность православных братств достигала тысяч, а их географическое распространение значительно расширилось.
К середине XVII века необходимость в братствах уменьшилась, так как Киевские и Львовские земли вошли в состав России, где православие уже не было под угрозой. Братства постепенно угасли, хотя и продолжали существовать как благотворительные общества.
После революции 1917 года братства продолжили существовать в двух направлениях: в советской России и за рубежом. В первом случае они поддерживали православные устои в атеистическом обществе, а во втором — объединяли эмигрантов.