В любой спорной ситуации компании заинтересованы в результате — разрешится ли дело в их пользу и будут ли удовлетворены их требования. Однако это лишь конечный результат, а каким он будет, зависит от грамотности процесса взыскания долга. Этим процессом должен заниматься специалист. В противном случае результат претензионной работы может оказаться не таким, как ожидалось.
Поэтому арбитражные органы откажут в рассмотрении иска, если автор претензии не учел досудебный процесс взыскания задолженности. Неправильная формулировка, нарушение правил поведения, отсутствие существенной информации — каждый из этих моментов может стать причиной отказа в рассмотрении заявления. Согласно последним нововведениям в правовой сфере, соблюдение досудебных процедур является обязательным при взыскании долгов.
Досудебное взыскание задолженности
Так, с 1 июня 2016 года суды рассматривают только те иски, которые не удовлетворены другой стороной. Истец направляет претензию «стороне-нарушителю», и у последней есть 30 календарных дней на ее удовлетворение. Если по истечении этого срока соглашение не достигнуто, спор передается в суд.
К заявлению истец прилагает документ, подтверждающий соблюдение данной процедуры. Таким доказательством может быть уведомление о вручении претензии.
Когда требование не является обязательным
Закон определяет, когда спор может быть рассмотрен в ином порядке. В следующих случаях вручение претензии другой стороне не требуется.
Если в отношении взыскания претензий предусмотрены иные досудебные процедуры, они должны быть соблюдены. Игнорирование таких требований закона считается законным основанием для возврата искового заявления автору. Поскольку мало кто разбирается в этих тонкостях, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. В противном случае процесс урегулирования конфликта может существенно затянуться. Если контрагент намеренно не собирается выполнять свои обязательства, ежедневные проволочки могут обернуться для истца финансовыми потерями.
Что нужно учитывать при составлении претензии
Строгого образца, которому обязаны следовать все граждане Российской Федерации при составлении претензии к другой стороне, не существует. В то же время существуют досудебные процедуры, которые должны быть соблюдены. В требованиях обязательно должны присутствовать несколько важных моментов. К ним относятся следующие.
‘… В соответствии с условием 2. 2. 5 Договора Заказчик обязуется оплатить Исполнителю выполненные работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение пяти рабочих дней с даты подписания Акта выполненных работ».
Поскольку Акт выполненных работ был подписан 26 мая 2016 года, оплата за выполненные работы должна быть произведена 6 июня 2016 года.
До настоящего времени оплата за выполненные работы не произведена. »
Российское законодательство предусматривает, что обязательства, предусмотренные договором, должны выполняться, за исключением случаев, когда это противоречит закону. Другая сторона может отказаться от них в одностороннем порядке только в случаях, предусмотренных статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Некоторые эксперты склонны утверждать, что последний пункт не является обязательным и что порядок рассмотрения спора не нарушается без начисления штрафа. Следует отметить, что в большинстве случаев на представителей судейского сословия распространяются положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «Постановление о правоприменении в судебном порядке», абз. 2 п. 43. Отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательства» (Решение АС Волгоградской области № А12-15011/2016 от 20 мая 2016 г., Решение АС Хабаровского края № А73-3593/ от 19 мая 2016 г.) 2016, Смоленск от 5 июня 2016 г. ЗС области № А62-759/2016).
По мнению Высшего Арбитражного Суда, порядок требования процентов считается соблюденным, если порядок требования процентов допустим в отношении основной суммы долга (ст. 395 ГК РФ). По аналогии с этим можно определить и размер договорной неустойки. Таким образом, если в претензии указана общая сумма, но нет самого расчета, у суда нет оснований для отказа в иске. Он установит факт в соответствии с досудебным порядком. Подтверждением этому может служить Постановление АС Республики Коми № А29-11640/2015 от 22 апреля 2016 года. В нем говорится, что «неисчисление суммы штрафа в ходе судебного разбирательства не означает несоблюдения процедуры процессуального урегулирования».
Процесс подачи претензий.
Подача претензий, а также их передача осуществляются в соответствии с утвержденными процедурами. В большинстве случаев претензии направляются письмом с уведомлением и описью содержимого.
Расходы, которые понесла другая сторона, поручив составление дела адвокату, учитываются в общей сумме судебных издержек (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения Закона о возмещении расходов на рассмотрение дел»). Ранее данная статья не относилась к соответствующей категории. В большинстве случаев судебные расходы не включались.
Как подать иск против другого должника
Если другая сторона не выполняет условия договора, по закону вы должны сначала попытаться решить проблему самостоятельно, а затем обратиться в суд. Претензия к другой стороне имеет три значения. Это выполнение законного требования, напоминание должнику о невыполненном обязательстве и предупреждение его о возможных последствиях и судебных издержках. Претензия может быть достаточной для того, чтобы должник исполнил договор. В этом разделе рассказывается о том, что следует учитывать при подаче претензии.
Если ваш контрагент нарушает условия договора (не соблюдает сроки, задерживает оплату, не выполняет оговоренные задачи по оказанию услуг или выполняет некачественную работу), вы не можете сразу обратиться в суд. Сначала вы должны соблюсти претензионный порядок — написать и отправить иск. Если этого не сделать, судья вернет дело на доработку. Претензию необходимо отправить должнику, но это занимает много времени.
Претензия может потребоваться в трех случаях
Важно: в рамках процедуры вынесения решения должник должен одобрить ваше требование. Если вы возражаете, судья отменит приказ, и вам придется подать исковое заявление. Дело будет рассматриваться в рамках обычного судебного процесса.
Компании могут установить срок для отправки претензий, например, шесть месяцев или год. Если срок установлен в договоре, он должен быть соблюден. Если срок пропущен, суд не сможет рассмотреть иск или отказать в его удовлетворении.
Если в договоре не указан срок исковой давности, проверьте срок исковой давности по претензиям, то есть период времени, в течение которого можно подать иск. В большинстве случаев этот срок составляет три года, но может варьироваться. Например, срок исковой давности по требованиям о возмещении ущерба в связи с дефектами изготовления по договору строительного подряда составляет один год. Подавайте претензию так, чтобы у вас было время дождаться ответа и подать иск.
Отправьте претензию по адресу, который подрядчик указал в договоре в качестве почтового адреса. Если в договоре адрес не указан, отправьте претензию по юридическому адресу страхователя. Его можно найти в договоре, в реквизитах сторон или в ЕГРЮЛ на сайте налоговых органов. Процедура бесплатна. Если вам известен почтовый и официальный адрес, вы можете отправить претензию по обоим адресам, что более надежно.
Вы можете отправить требование заказным письмом или ценной бумагой с уведомлением о вручении и описью вложения. Если это не требуется по закону или договору, опись вложений не обязательна. Однако опись гарантирует, что письмо содержит именно требование, а не другой документ или пустой лист бумаги.
Бланки заявлений также могут быть отправлены курьером. Курьер получает два экземпляра документа. Один из экземпляров вручается получателю или его уполномоченному представителю. Второй документ подписывается и заверяется печатью представителя. Подписанный счет-фактуру курьер возвращает заказчику. Подрядчик может утверждать в суде, что курьер доставил счет-фактуру неуполномоченному сотруднику. Он также может утверждать, что полномочия сотрудника очевидны из обстановки и были скреплены печатью компании или индивидуального предпринимателя.
Претензии можно отправлять по электронной почте, но этот вариант должен быть оговорен в договоре.
Доказательства отправки претензии должны быть сохранены и приложены к иску, если он будет рассматриваться в суде. Подтверждающая документация может включать почтовую квитанцию и список вложений, уведомление о доставке письма и информацию об отслеживании почтового отправления. Претензии, отправленные по электронной почте, можно просмотреть в виде распечаток или скриншотов, а также отчетов о доставке.
Претензия считается врученной, даже если другая сторона не получила письмо, уклоняется от его получения и письмо возвращено по истечении срока хранения.